От "могилы" до "козы": как менялся герб Самары в течение столетий

Сейчас мало кто об этом знает, но первым гербом Самары была не «коза», а «зелёная могила». Можно над этим посмеяться, но именно первоначальный вариант самарского герба, возможно, даст ответ на вопрос: почему герб города Самара – коза и что эта самая коза означает.

В 1717 году к русскому царю Петру Алексеевичу Романову пришёл с рекомендательным письмом от ландграфа Гессен-Гомбурга граф Франциск де Санти. Ландграф просил русского царя дать работу итальянскому графу, рекомендуя его как большого специалиста в геральдическом искусстве. Но Петру Алексеевичу было не до геральдики, и Санти он отказал. Какое-то время Санти служил при испанском дворе, а затем вновь решил попытать счастья в России.

Целых два года итальянец сидел в Москве без работы, разумеется, за свой счёт. Пока, наконец, удача не улыбнулась ему. Благодаря всесильному сподвижнику Петра Якову  Брюсу, Франциска де Санти, как человека, который  «особливо был для сочинения гербов» назначают «товарищем герольдмейстера». Санти поручают важное государственное задание: нарисовать «гербы всех царств, королевств, княжениев и провинцей Российского империя».

Как водится в России, дать задание-то дали, а финансами не обеспечили. Так что пришлось итальянцу всю материальную базу – краски, кисточки, бумагу — жалование художникам и переводчику платить из своего кармана. Кстати, о переводчике. Некто Пётр Постников чем-то графа не устраивал и спустя какое-то время его заменил выпускник Славяно-греко-латинской академии Иван Васильевич Ардабьев. Ардабьев разговаривал на нескольких языках, разбирался в математике, риторике, поэзии, в общем, был человеком даже по современным меркам весьма образованным.

С новым помощником Санти развил бурную деятельность. Он разослал по разным городам анкету с вопросами, ответы на которые дали бы аналитический материал для создания новых городских гербов. Результаты анкетирования ждали долго. Сами понимаете, расстояния между городами в России огромные. Хуже того, чиновники городских канцелярий не могли внятно ответить на большинство поставленных вопросов. Например, чиновники Вятской и Владимирской канцелярий ничего не знали о старых городских гербах. И это не смотря на то, что эмблемы этих городов были зафиксированы в Титулярнике и изображены на знамёнах полков.

 Сколь давно и от какого случая или причины и от какого те городы построены, каменные или деревянные, или земляные. И от каких причин и какими именами названы которых языков и в тех языках те речение не знаменуют ли  какого собства?

Фрагмент опросника Санти

Однако дело делалось, статистический материал накапливался. После перевода Ардабьевым он поступал к Санти, который придумывал гербы, используя ответы городских канцелярий и эмблемы на знамёнах петровских полков. А дальше…  В 1727 году Франциск де Санти был обвинен в антиправительственном заговоре и арестован. Ивану Ардабьеву с частью архива Санти удалось скрыться, по неподтверждённой информации, в Самаре (!).

В настоящее время документов о деятельности Санти почти не сохранилось, и историки вынужденно признают:

В какой мере использовал Санти присылаемые сведения для составления городских гербов? Какие городские гербы и областные гербы нарисованы под его руководством и что лежит в основе того или иного изображения, символа? На эти вопросы мы не найдём ответа в литературе, так как не сохранились или до сих пор не обнаружены рисунки гербов, сочинённых Санти.

Предполагается, что Санти нарисовал около ста гербов на основании присланных статистических данных и эмблем петровских полков. Был ли среди гербов самарский символ – неизвестно. В конце концов, обойти вниманием наш город он просто не мог — совершенно точно известно, что под руководством Санти были созданы гербы относительно соседних Уфы и Саратова.

Что мы знаем о первом самарском гербе? У современного читателя его описание вызовет, как минимум, улыбку.

Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы.

Давайте версию о якобы огромном количестве каких-то захоронений на территории Самары сразу исключим, хорошо? Мы же умные люди и понимаем, что городские погосты в Самаре были явно меньше, чем, например, в Казани, и не могли служить неким отличительным маркером. Да и в описании герба, строго говоря, речь идет не конкретно о Самаре, а о серных рудниках, расположенных в «Серной горе» аккурат напротив Самары, на Самарской Луке. Тогда причем тут могилы?

Следующая часть нашего расследования будет построена исключительно на предположении и всё, что написано ниже, прошу рассматривать как версию. А уж насколько она логична – решать вам, уважаемые читатели. Что мы имеем?

Переводчик – Иван Васильевич Ардабьев. Ардабьев – это не фамилия,  прозвище. Да, да. Наши с вами фамилии, еще в середине XIX века записывались как прозвища, то есть клички. Итак, Ардабьев – это однозначно мордовское прозвание-фамилия означающая – «человек из Ардатова». Ардатов, по-эрзянски —  Орданьбуе ош – переводится «ордынское поселение» или «город на границе с Ордой». Так что вполне возможно, «человек из Ардатова» вполне мог знать эрзянский или мокшанский языки.

Допустим, получил Ардабьев анкету из Самары, в которой говорилось примерно следующее:

«В Самаре много серы самородной родится и добывается оная в…хАлмах». Граждане, что сейчас, что в прошлом делали и будут делать грамматические ошибки. Плюс, букву «Х», если она коряво написана,  легко спутать с буквой «К». Тогда  «хАлмы», читаются как «КАЛМО», то есть «Могила».

Представляю, как удивился Иван Васильевич Ардабьев, прочитав, что в Самаре сера залегает ни где-нибудь, а в могилах. Доложил об этом Санти. Граф пожал плечами и произнёс: «Странно. Впрочем, у вас русских ещё и не такое бывает». В итоге получилось странное описание первого самарского герба:

Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы.

Теперь, вместо слова «могила» поставьте слово «холм». Что получается?

Холм зелёный, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много холмов и в земле множество родится серы.

Хотя знаете, в Самаре действительно много могил. Древних могил. На территории города расположен средневековый мордовский могильник, в котором только исследованной части были похоронены около 5000 человек.  А на сколько погост был велик на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Причем подобных мордовских могильников в районе Самары семь. Да и название города, скорее всего, означало Сея мар, то есть «козий холм».

Что за коза дала название городу — сейчас понять трудно. Возможно, коза — тотемный символ какого-то эрзянского рода, а может и впрямь, на волжском холме некогда бродили огромные стада парнокопытных. Кто знает? Во всяком случае, еще недавно старожилы помнили, что крепость была построена то ли овечьем холме, то ли на козьем, а один из скверов в районе Хлебной площади (территория древней Самары) долгое время назывался — козьим.

Когда  создавалась Самарская губерния, министр внутренних дел Российской Империи Лев Перовский предложил Сенату изобразить на гербе рог изобилия, изливающий золотые монеты — символ богатства, приобретенного от торговли. Рог изобилия — это своеобразный «привет» от мифической козы Амолфеи, вскормившей своим молоком Зевса на Козьем холме, а слово «козя» переводится с эрзянского как «богатство».

Так ли это было на самом деле или нет, сказать доподлинно невозможно. Но если переводить значения гербов некоторых российских городов с помощью эрзянского языка, они наполняются до неприличия конкретным и мотивированным содержанием.