"Привет, обмороки и тошнота": почему в Самаре сокращают маршруты общественного транспорта

Автор текста: Екатерина Цыбульская

В августе жителей Самары «обрадовали» новостью об очередном сокращении транспортных маршрутов. Какие из них были сокращены, в чем причины и планирует ли Минтранс Самарской области менять ситуацию – читайте в нашем материале.

В августе мэрия Самары сократила количество общественного транспорта – автобусов, троллейбусов и трамваев. Изменения коснулись следующих маршрутов:

  • Автобусы: №51 – с 15 до 6, №61 – с 17 до 8 транспортных средств.
  • Троллейбусы: №4 – с 22 до 21, №6 – с 18 до 6, №8 – с 6 до 4, №9 – с 2 до 1, №15 – с 15 до 13, №16 – с 2 до 1, №17 – с 22 до 19, №20 – с 12 до 10.
  • Трамваи: №1, №7 – с 11 до 8 составов, №10 – с 7 до 5, №13 – с 20 до 17, №15 – с 2 до 1, №16 – с 5 до 3, №18 – с 5 до 4, №19 – с 13 до 8.

Сокращение некоторых из этих маршрутов вызвало массу недовольства среди граждан. Например, заводчане с Красноглинского района теперь вынуждены ездить с пересадками до площади Кирова. Распространенные троллейбусные маршруты №4, №16, №17 в утренние часы всегда заполнены студентами ВУЗов. Теперь они вынуждены стоять на остановках в ожидании троллейбуса.

Полина Тихонова, жительница г. Самара:

- Сокращение маршрутов очень отразилось на графике дня. Если раньше я выходила за 5-10 минут до предполагаемого прихода автобуса, могла выйти позже, зная, что транспорт ходит довольно часто и есть взаимозаменяемые маршруты, то теперь я такого позволить себе не могу.

Также, сейчас приходится выходить ещё раньше, особенно, если ехать нужно куда-то утром: транспорт в это время всегда был переполнен, все пассажиры были в прямом смысле, как «селедки в банке», то сейчас вопрос не в комфорте поездки, а в том, что ты просто физически не сможешь влезть в первые пару автобусов.

Самое удручающее, что сейчас близится зима, придётся стоять на переполненной остановке в -20, так ещё и куча верхней одежды делает своё дело - в автобусе все будут друг у друга на головах. Весь транспорт не проветривается, в салоне из-за огромного количества людей жарко и влажно, плюс, огромное столпотворение людей - привет, обмороки и тошнота.

Искренне не могу понять, с чем это связано, более того, это абсолютно не логично. У студентов началось очное обучение, напряженная эпидемиологическая обстановка, к тому же холодное время года (а это дополнительные пробки из-за состояния дорог, а также возможная неисправность транспорта из-за низких температур) - все это, на мой взгляд, должно послужить основанием для увеличения количества маршрутов и единиц транспорта. Цены на проезд повышаются каждый год, а качество и количество общественного транспорта неуклонно падает ниже плинтуса.

Ситуация с транспортом коснулась не только областной столицы. Ещё в прошлом году в Новокуйбышевске сократили количество маршрутов и рейсов. Перемещаться по городу без опозданий можно только с помощью частных компаний. Связано ли это с более удобным расписанием у частников или с нехваткой кадров в государственных транспортных управлениях – неизвестно. В самарских СМИ упоминалось, что сокращение связано с уменьшением количества пассажиров на перечисленных маршрутах.

При этом в начале августа Минтранс Самарской области обращался к московскому Центру экономики инфраструктуры. Центр проводил исследования по общественному транспорту в области и внёс предложения по изменению транспортных узлов. Согласно обновленной схеме необходимо строительство железнодорожных путей, перенос существующих станций, а так же изменения в маршрутной сетке по Самаре и Тольятти.

«Фундаментом» инновация является создание магистральных маршрутов, время ожидания транспорта должно составлять не более 15 минут. Повторяющиеся маршруты в таком случае убираются из расписания. Московский центр предлагает сделать упор на трамваи и троллейбусы, по мнению экспертов, именно они наиболее эффективны – менее затратные, нежели автобусы, высокий уровень безопасности пассажиров и экологичность. На осуществление требуется от 25 до 65 миллиардов рублей. Предложения пока не приняли к реализации, сумма для бюджета огромная.

«ProГород» Самара обратился к Администрации городского округа Самара, чтобы узнать причину сокращения транспортных маршрутов:

- По информации Департамента транспорта Администрации городского округа Самара, в последние годы ряд маршрутов действительно был исключен из Реестра маршрутов регулярных перевозок по ряду причин. Исключение коснулось маршрутов, по которым перевозки фактически не осуществлялись, а также маршрутов в связи с их дублированием другими маршрутами городского общественного транспорта.

Данная процедура проходит на основании заявлений перевозчиков в соответствии с Порядком установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории городского округа Самара, утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от 20.09.2016 № 1296.

В настоящее время рассматривается возможность реорганизации транспортной схемы в городском округе Самара: перевода маршрутов на брутто-контракты (когда, в частности, за основу берется не количество перевезенных пассажиров и, соответственно, выручки от такого механизма работы, а количество и протяженность выполненных перевозчиками рейсов); увеличения интенсивности и улучшения ритмичности работы общественного транспорта, следующего по муниципальным маршрутам (в том числе за счет сокращения интервалов движения и оптимизации протяженности маршрутных сетей); внедрения пересадочных билетов.