«Ажиотаж или дефицит»: почему на самом деле в Самарской области растут цены на сахар

Сотрудники Самарской таможни обнаружили груз с 488 тоннами пшеницы и 67 тоннами сахарного песка на железнодорожной станции Илецк-1 Оренбургской области, сообщила 23 марта пресс-служба ФТС России. Партия попадает под указ президента России от 8 марта 2022 года, согласно которому, запрещено вывозить ряд товаров, отмечается в сообщении. Товар следовал в Казахстан. В результате восемь вагонов с зерном и вагон с сахарным песком будут возвращены отправителю.

Напомним, вывозить из России зерновые культуры и сахар временно запрещено с 15 марта. Для зерна запрет будет действовать до 30 июня, на сахар – до 31 августа 2022 года. С момента введения ограничений Самарская таможня выявила 21 грузовой автомобиль, перевозивший товары, запрещенные к вывозу либо без разрешительных документов.

Примерно с конца февраля жители Самарской области активно вовлеклись во всероссийскую «сахарную лихорадку». Граждане поддались панике и стали приобретать сахар в большом объеме, опасаясь роста цен и дефицита.

Песок «метут» ещё и потому, что он может долго храниться. Даже по советскому ГОСТу: «в отапливаемых складах до 8 лет».

Хотя эта условность из спокойных времён — в лихую годину пролежит и дольше, сгодится и «просрочка».

«Я хорошо помню времена, когда в магазинах СССР пропадал сахар, - вспоминает самарский политолог Андрей Перла. - Это было в тот год, когда Горбачев с Лихачевым придумали антиалкогольную реформу - и добрые русские люди, которым внезапно запретили покупать столько водки и вина, сколько им было нужно, в массовом порядке принялись гнать самогон. То есть тогда - была понятная, простая и уважительная причина».

Сейчас на постсоветских российских этикетках пишут «до 4 лет хранения». Такое изменение, уверенны эксперты, было введено специально: для прекращения различных злоупотреблений и спекуляций (в прямом и переносном смысле).

Почему так берут сахар?

С мукой, например, намного сложнее — она более капризна для хранения, значительно меньше срок. Какое-нибудь сухое молоко до 20 лет «выдерживает», однако оно не очень-то популярное в России продукт. Консервы — изначально громоздки и недешёвы, значит ожидаемая экономия от будущих покупок банок поменьше. Кроме того, чем дальше, тем меньше людей будут способны себе их позволить - следовательно, упадут потенциальный спрос и, соответственно, цены. Эти соображения, полностью подтверждаются цифрами статистики. По данным Самарастата, с 2007 года только 4 группы продовольственных товаров дорожали примерно синхронно с показателями инфляции.

Речь идет о хлебопродуктах, макаронах, молокопродуктах и, как ни странно, рыбопродуктах. Очевидно, россияне абсолютно спокойно относятся к рыбе и не спешат «затариваться» ею при очередных невзгодах. Пятой группой продовольственных товаров со умеренным ценообразованием можно также назвать алкоголь. Но это отдельная отрасль, за которой жестко следит государство.

Цены на все остальные группы продуктов в Самарской области изменялись лихорадочно – по принципу «то в жар, то в холод». За максимумом всегда обязательно следовал спад. Пики подорожаний приходились на кризис 2008 года, санкционную историю 2014-2015 на фоне воссоединения Крыма с РФ и ковидную пандемию 2020. Годы спадов цен – 2009, 2013, 2017, 2019.

Сахар животворящий

Сахар он универсален – тут и закрутки на зиму, и самогонка (если государство, вдруг, поднимет акцизы на спиртное), и про леденцы не забудем — в кустарных формочках отличный бизнес в домашних условиях, верный «кусок хлеба» на чёрный день. На исходе СССР сахар активно скупали, естественно, из-за «ножницы цен», высокого «кооперативного» спроса, неприхотливости «сберегания»: бросил десять мешков в гараж по 50 кг, и снял потом с 500 килограммов более 300 процентов прибыли (или экономии).

Однако сейчас подобная схема точно не работает. Что подтверждается цифрами статистики.

Купив сейчас сахар по 90-100 рублей, можно круто влететь.

До 55-60 рублей от точно отскочит, полагают аналитики. Все-таки себестоимость производства продукта осталась на прежнем уровне, все остальное — это «чистой воды» спекуляция.

По данным из открытых источников, себестоимость сахара на заводах держится на уровне 30-35 рублей за килограмм. Она состоит из стоимости ресурсов (вода, электроэнергия и т.д), зарплаты работников и коммерческой прибыли предприятий. Таким образом, всю остальную разницу в цепи от завода до прилавка забирают себе недобросовестные посредники. Если раньше разность между производственной и розничными ценами составляла максимум 40 процентов, то сейчас в отдельных случаях она доходит до 300. По словам экспертов, цены на сахар упадут, как только схлынет искусственный ажиотажный спрос.

Политолог Перла уверен, что сахарный кризис пройдет. «Почему теперь предметом ажиотажа стал именно сахар, я не понимаю. [Во всей этой истории] выгоды торговцев, поставщиков, транспортников - очевидны. А причина поведения граждан – нет», - отмечает Перла. По его мнению, в условиях социального стресса у граждан возникла потребность делать хоть что-нибудь, хоть как-то самому себе показывать, что ты готовишься к грядущим трудностям. А дальше стадное чувство: все покупают сахар, значит, нужно и мне. Эффект паники: все скупают этот товар, он растет в цене и, значит, надо покупать его еще больше. По 100 рублей за килограмм, по 200...Что тут скажешь? И это тоже пройдет».

Это все паника!

Власти Самарской области неоднократно успокаивали: «мы полностью обеспечиваем себя сахаром». Но недобросовестные предприниматели пользуются сахарной истерией для необоснованного взвинчивания стоимости продукта.

«Мы должны не допустить спекуляции на продуктах питания! – заявляет самарский депутат Александр Милеев. - Сахар исчезает с полок магазинов за считаные часы, при этом стоимость килограмма «песка» кое-где уже перевалила за 100 рублей. Также в магазинах и супермаркетах подчистую выгребают соль, муку и крупы».

«Мне совершенно непонятно, почему продукты, которые уже произвели, расфасовали и привезли на склады внезапно подорожали почти в два раза. Мы не должны допустить спекуляции, как это было на отдельные позиции перед локдауном в 2020 году. Ажиотаж создан искусственно. По данным правительства, поставки соли, сахара и круп в Самарскую область остались на прежнем уровне. Никакого дефицита нет», - отмечает Милеев.

По словам парламентария, мониторингом сейчас плотно занимается УФАС, открыта горячая линия, на которую можно обратиться и сообщить о фактах необоснованного завышения цен на продовольственные товары. Эта тема на особом контроле и у губернатора, и у думцев. Каждый отдельный случай будет проверен, а спекулянты, которые перепродают товары за баснословные деньги, будут наказаны!

К слову, жители Самары требуют от всех ветвей власти показательного жесткого наказания сахарных «барыг». Сахарный кризис возник на фоне спецоперации на Украине.

«Наши ребята сейчас гибнут на Украине и будет очень несправедливо, если экономические сахарные мародеры, которые воспользовались ситуацией, выйдут сухими из воды», - негодуют самарцы.