Самара вошла в ТОП-5 миллионников по количеству бродячих собак

В регионах России живёт почти 735 тысяч бездомных собак. При этом приюты могут разместить у себя лишь 114 тысяч дворняг, подсчитали во Всероссийской ассоциации «Благополучие животных». То есть 5 из 6 «шариков» обречены, скорее всего, пожизненно скитаться по улицам городов и поселков. Всего в России на данный момент работает 461 приют для бездомных животных. Тогда как реальная потребность доходит до 3 тысяч учреждений.

В конце 2018 года в России вступил в силу закон «Об ответственном обращении с животными...», который окончательно и бесповоротно запретил убивать бездомных собак даже в том случае, если они проявляют агрессию.

Документ предписывает отлавливать четвероногих «гуманным способом», стерилизовать, чтобы лишить способности к размножению, вакцинировать от бешенства и выпускать на ту же территорию, где они были пойманы, предварительно прикрепив на ухо собаке специальную бирку. Агрессивные особи, представляющие опасность, должны помещаться в приют и содержаться там «до наступления естественной смерти».

Эвтаназия допускается только в случае неизлечимых заболеваний или непереносимых физических страданий.

Типичное описание госзакупки по регулированию численности безнадзорных животных в российских миллионниках выглядит примерно так.

Проблема бродячих животных стоит довольно остро в большинстве российских миллионников. Сейчас, несмотря на прилагаемые усилия по стерилизации животных, численность бездомных кошек и собак не сокращается. Часть экспертов объясняют это недостатком финансирования мероприятий по регулировании численности (РЧ). Другие специалисты также указывают на неэффективное управление и «распилы» выделявшихся регионам значительных сумм на отлов бродячих животных.

Только Москве удалось решить собачью проблему. Но как ее решить? Просто залить ее деньгами.

Сегодня в российской столице бездомными животными занимаются государственные бюджетные учреждения. На балансе московских ГБУ значатся приюты с 16 тысячами собак, которых содержат их либо пожизненно, либо до передачи в руки горожан. Всего же на финансирование ГБУ в Москве ежегодно тратят 3,5 миллиардов рублей, или 18 тысяч в месяц на одну собаку. Для сравнения: это почти в 1,5 раза больше, чем прожиточный минимум московского пенсионера, и в 2 раза – чем самарского.

Чтобы скопировать московскую систему в Самаре, где придется содержать примерно 9,4 тысяч собак, потребуется почти 2 млрд в год.

Это просто гигантская сумма по сравнению с текущими финансированием крохами РЧ. В других миллионниках примерно такая же ситуация – на РЧ они тратят от силы 30 миллионов, тогда как обеспеченность приютами для животных находится на уровне 20 процентов. Относительно благополучными можно считать только Казань и Екатеринбург.

Сегодня стаи бездомных собак нападают на детей и взрослых по всей стране - с начала года произошло несколько смертельных случаев, другие пострадавшие «отделались» рваными ранами по всему телу. «Так не может больше продолжаться, жизнь ребенка дороже собачьей, закон надо пересмотреть!» - призывают вернуться к отстрелу бродячих животных шокированные граждане.

Практически во всех миллионниках жители рассказали про собак с бирками, которые щенятся. Первая реакция — шок. Так в Казани после подобного скандала решили под видеокамерами провести обследование одной из якобы «стерилизованных» собак в местной ветеринарной академии. На теле животного нашли шов, но вся половая система оказалась полностью на месте. Ветеринары не знают, как это объяснить. Возможно, это чей-то корыстный умысел: злоумышленники-исполнители заинтересованы в сохранении огромного финансирования собачей сферы и с помощью таких махинаций стараются поддерживать фактическую популяцию. Пока не известно, как отреагируют на скандал правоохранительные органы. Тут явный состав – мошенничество. Если муниципальные подрядчики действительно начнут всех стерилизовать и не выпускать в среду биркованных собак, которые потом щенятся, то популяция действительно закончится, подчеркивают эксперты.

Фото: Илона Боянова

«Сейчас действует экспериментальный метод обращения с бродячими собаками ОСВВ («Отлов — Стерилизация — Вакцинация — Возврат»). Он применяется только в странах третьего мира, и его следует изменить», - Российская кинологическая федерация.

«Прогород Самара» решил «подсчитать» численность бродячих собак в 15 миллионниках России. То есть составить своего рода «псиный» рейтинг. При ранжировании учитывались только оценки официальных источников, предоставленных СМИ (мэрий, департаментов и комитетов ветеринарии, и так далее). Кроме того, мы собрали неофициальную оценку численности бродяг. Которые опубликовывали в интернете различные приюты, волонтеры, активисты, видные региональные общественники. Общая тенденция – абсолютно во всех муниципалитетах чиновники, возможно, занижают численность собак, причем в некоторых городах – в разы. Кто ошибается (или перестраховывается) – представители власти или общественники, вопрос остается открытым.

По мнению самарского юриста, радиоведущей и блогера Инны Севостьяновой, за этой разницей «вполне могут стоять различные политические, финансовые и социальные причины».

«Вспомните конец нулевых годов в Самаре. Времена жесткого противостояния губернатора Артякова и мэра Тархова, - вспоминает эксперт. - Белый Дом тогда практически каждый день прессовал мэрию по поводу, и без. И одной из претензий были бродячие собаки. Артяковские аналитики оценивали их количество аж до 25 тысяч особей. Едва ли не лидеры по всей России. Прошло несколько лет. БД и мэрия стали жить дружно. И число собачек незаметно упало ниже 10 тысяч. Где остальные? Всех изловили? Не верится. Кроме того, не забываем, что большие цифры по собакам могут дискредитировать муниципальную власть. Якобы она ничего не делает. Также удивляет, что в Самаре источником оценки по числу бродячих собак выступила Счетная палата. А не мэрия. Все это очень странно».

Рисунок: «Прогород Самара»

Однако не исключено, что вообще все цифры не верные. Подсчетом собак нигде никто профессионально не занимался. Разве что опыт Перми заслуживает отдельного внимания, где «в поля» вышли ученые местного университета.

Самара заняла «почетное» пятое место по числу бродячих среди 15 миллионников России. По данным региональной счетной палаты, по улицам столицы 63-го региона бегает 9400 псов. Что, впрочем, это примерно в 1,5 раза ниже неофициальных оценок ряда самарских экоактивистов. Последнее место – за Москвой. Всего 2 тысячи собак - меньше, например, чем в одном Кировском или Промышленном районе Самары. В Москве, как мы написали выше, собачью проблему тупо залили деньгами. Также мы подготовили подбор цитат, как к собачьим проблемам относятся в 15 миллионниках. Отдельно хочется выделить Москву.

Рисунок: «Прогород Самара»

«Москвичи искренне не понимают, о чем речь, когда из регионов приходят новости о собаках, сожравших лицо девушке в каком-нибудь условном Кукуево. Для них это будто сообщения из параллельного мира или о войнах племен на далеком континенте. Может, ОСВВ стоит внедрить и в Москву? Чтобы и москвичи, вальяжно разгуливающие вечерами по набережной, почувствовали на своих мягких местах клыкастую силу гуманного закона?» - иронично вопрошает mk.ru

Эти слова, пожалуй, лучше всего описывают причину ту патовую ситуации, когда регионы буквально «воют» из-за нерешенности собачьего вопроса, а москвичи его просто игнорируют. К слову, именно по Москве нам не удалось найти более-менее свежие оценки численности бродячих животных от официальных органов. Попалась только оценка московской службы поиска домашних животных. «Нету тела – нету дела», нет собак – значит и оценивать нечего.