Наверх
10:38, 08.06.2022

«Главное - интересы коммерсантов, а не пассажиров»: в Самаре заново выберут перевозчика на автобусные маршруты

Срок действующих договоров на перевозку заканчивается в 2022 году.

Мэрия Самары подготовила новые поправки в программу по «Развитию городского пассажирского транспорта» на 2021-2025 годы. Соответствующий проект постановления опубликован на официальном сайте горадминистрации. Изменения были внесены в связи с необходимостью проведения новых торгов по выбору перевозчиков как на автобусные, так и на трамвайные, троллейбусные маршруты.

«Срок действующих договоров на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам [автобусами] и городским наземным электрическим транспортом, заканчивается в 2022 году. В связи с этим профильным Департаментом планируется заключение новых муниципальных контрактов. Они будут предусматривать финансирование предприятий, осуществляющих перевозки по регулируемым тарифам, из расчета показателя начальной (максимальной) цены контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств», - говорится в пояснительной записке к документу.

Согласно тексту постановления, общий объем финансирования муниципальной программы по перевозке пассажиров за счет средств вышестоящих бюджетов составит почти 4,4 млрд рублей. Из них 1,14 млрд уже потратили в 2021 году, на 2022 год выделили 1,34 млрд, на 2023 – 1,09 млрд, на 2024 – 750 млн, на 2025 – всего 61 млн рублей.

Фото: Илона Колмыкова

На сегодняшний день муниципальные автобусные маршруты обслуживает «Самара Авто Газ». Это частная компания. До недавнего времени ее связывали с известным самарским бизнесменом, политиком, бывшим главой областного Минтранса в эпоху Титова, экс-депутатом Самарской губдумы Алексеем Ушамирским. Но официальных данных о том, что он владел или курировал этот бизнес, нет. Сегодня фирма принадлежит перевозчику из другого региона: осенью прошлого года новым хозяином рынка автобусных перевозок Самары стало подмосковное ООО «Ранд-Транс». Это крупное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками в Москве, Перми, Московской и Ярославской областях. Создано в 2006 году, в нем числится 1280 человек, подвижной состав – 4700 единиц транспорта.

Фото: Илона Колмыкова

В 2020 году «Самара Авто Газ» показало выручку в 2,0 млрд рублей, а 2021-м обороты предприятия остались прежними, зато практически в 2 раза выросла прибыль – до 193 млн. «СамараАвтоГаз» обслуживает 85 маршрутов. В организации работают более 800 водителей и 750 кондукторов. В автопарке 450 автобусов. Причины продажи «САГ» москвичам не афишировались. По мнению экспертов, по всей видимости, бенефициары перевозчика решили, что вокруг «САГ» накопилось слишком много проблем.

Как еще модно говорить, актив стал слишком токсичным для его владельцев. Предприятие постоянно находится в центре самых разных скандалов.

ООО «САГ» появилось на самарском рынке в 2014 году. Именно с его подачи власти убрали на дублирующих маршрутах маленькие «газельки», заменив их на автобусы средней вместимости МАЗ, что обрадовало далеко не всех пассажиров – в результате транспорт стал приходить значительно реже. Это привело к своего рода социально-политическим последствиям.

Зимой 2019 года горожане даже устроили митинг из-за сокращения автобусных маршрутов, жители потребовали вернуть маршрутки, некоторые угрожали перекрытием дорог.

В 2019 году прокуратура потребовала признать недействительными муниципальные контракты с «САГ» на перевозки. В надзорном ведомстве посчитали, что работники департамента неверно выбрали процедуру торгов. Также они нарушили процедуру формирования стоимости контрактов. Это привело к созданию условий по ограничению конкуренции на товарном рынке. Версию о предоставлении преимуществ «САГ» поддержали и в УФАС по Самарской области. Компания сейчас является арендатором автобусов МП «Пассажиравтотранс», которое оказалось на грани банкротства. Антимонопольщики выяснили, что сделка прошла с нарушениями, и возбудили дело в отношении главы города.

А в 2021 году прокуратура оштрафовала «САГ» за нехватку автобусов. Как выяснилось, во время действия коронавирусных ограничений и необходимости соблюдения социальной дистанции перевозчик не смог обеспечить достаточное количество машин на линии, заявили в надзорном ведомстве. Более того, по данным прокуратуры, перевозчики, сославшись на нехватку пассажиров, самостоятельно сократили число автобусов. Это привело к долгому ожиданию транспорта на остановках и многочисленным жалобам от пассажиров.

Фото: Яна Шахмина

Кроме того, в последние годы сама компания постоянно сетовала на действующие тарифы перевозок, утверждая, что ряд маршрутов стали убыточными. Также слишком много претензий к САГ возникло у самарцев: соцсети пестрят постами о переполненных или грязных автобусах, а невозможности уехать после 21.00 в отдаленные районы, о сокращении количества транспорта на маршрутах, автобусы приходится часами в дождь и мороз.

Не исключено, что на будущих торгах конкуренцию «Самара Авто Газу» составит муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс», от которого компании изначально и достались как маршруты, так и имущество. «САГ» получил в аренду всё имущество «ПАТ» в 2018 году, так как МП оказалось на грани банкротства. Частник сейчас платит мэрии взносы в размере 76 миллионов рублей в год. Эти деньги, в том числе, идут на погашение долгов «Пассажиравтотранса». На сегодняшний день МП уже выплатило больше половины долгов – осталось отдать около 400 млн рублей, тогда как начальная сумма задолженности превышала 1 млрд. Ожидается, что предприятие полностью расплатится по долгам к концу текущего года.

Фото: Яна Лаушкина

Опрошенные «Прогородом Самара» эксперты со скепсисом относятся к участию «ПАТ» в будущих торгах. Такой шаг будет носить скорее декоративный характер, если не провокационный.

«К сожалению, впечатление такое, будто руководство города действует в интересах САГ и коммерческих перевозчиков, - говорит председатель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов. - Мы все помним ситуацию с реестром муниципальных маршрутов, когда САГ допускал огромный недовыпуск, но вместо каких-то жестких мер, городской дептранс раз за разом просто снижал показатели выпуска в этом реестре. Помним ситуацию с рейсами 47 автобуса до завода Экран. Это была временная мера на период ремонта Московского шоссе. Между тем, эти маршруты - более выгодные перевозчику, чем основная трасса в Юнгородок - остались, при полном попустительстве дептранса. Таким фактов можно найти много. Во главу угла ставятся интересы коммерсантов, а не пассажиров. Поэтому я не думаю, что принципиально схема изменится.

Если ПАТ и будет участвовать, то это будет либо что-то декоративное, вроде рейсов электробуса в Южный город, либо чисто юридические изменение, когда возить будет по факту тот же САГ, в форме какого-то подряда.

Также у меня есть информация - сразу скажу, она без подтверждений, только инсайд сообщение - что чиновники планируют приватизацию площадки бывшего автопарка ПАТа на улице Блюхера под жилое и коммерческое строительство. Возможно, вся ситуация с реорганизациями - только ширма, чтобы передать собственность в нужные руки».

Практически аналогичную точку зрения высказывает и зампредседателя Совета депутатов Октябрьского района г.о. Самара Дмитрий Асеев.

«Вообще занятная ситуация. Исходя из данных, предоставленных Росстатом и ИФНС, объём основных средств МП «Пассажиравтотранс» упал с 528 млн руб. в 2011 году, до 12 млн руб. в 2021-м. Это говорит о том, что

на балансе МП, почти не осталось активов и автобусов, которые физически смогут выполнять перевозки. Значит речь может идти либо о «техническом» присутствии МП на торгах,

либо о решении выиграть торги на перевозки, с целью дальнейшего заключения договоров аренды транспорта (или доворов субподряда), например, с тем же «САГ». На выходе, мы получим схему аналогичную с регоператором «ЭкостройРесурс», который подобным образом заключает договора по вывозу ТБО. Отдельно хочется отметить, что в рамках депутатского контроля, а также контроля счетной палаты, удастся проверять лишь расходы МП «Пассажиравтотранс» (как муниципальное предприятие), но не расходы субподрядчиков МП», - отмечает парламентарий.

За перевозки пассажиров на трамваях и троллейбусах отвечает «Трамвайно-троллейбусное управление». О проблемах с этим МП «Прогород Самара» расскажет в ближайшее время. Там своих «тараканов и подводных камней» также на целую статью наберется.

Вадим Афанасьев

Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города

Размещение рекламы в газете «Pro Город»
+7(987)-156-00-63
Связаться с редакцией
progorodsamara@progorodsamara.ru
+7(987)-905-00-63
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
8 (917) 153-99-44
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Чувилин Александр Сергеевич (progorodsamara@progorodsamara.ru, +7 (987) 905-00-63). Адрес редакции: 443013, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 4, корпус 15, офис 703-704 Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2022
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2022
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика