Наверх
11:00, 18.07.2022

«Zara, Bershka и H&M»: рассказываем, где все россияне могут купить одежду ушедших брендов

Массовый уход брендов из России — невиданное событие в новейшей истории страны.

Массовый уход брендов из России — невиданное событие в новейшей истории страны. Нечто подобное – правда, в обратном направлении – происходило с начала 90-х годов. Когда в Россию массово начали проситься «маки», «ливайсы», «даноны», «вискасы», «адики», «колы» и прочие «лафайеты».

Приход брендов затянулся лет на 10-15, уход же случился буквально в считанные дни.  

Уже в начале марта многие корпорации заявили, что приостанавливают торговую деятельность «до дальнейшего уведомления». В мае-июне последовали официальные заявления в духе «гудбай, навсегда». Суммарные потенциальные убытки иностранцев исчисляются сотнями миллиардов долларов. По некоторым оценкам, не исключено, что ущерб достигнет 1,5-2 триллиона. Большинство владельцев бизнеса стран Запад, к огромному их негодованию, вынуждены были подчиняться решениям родных правительств, объявившим санкционную войну Россию в отместку за проведение ВС РФ спецоперации на Украине.

В чем причина ухода?

Почему магазины одежды закрываются в России, чем это объясняется? Легко отметить, что некоторые бренды аргументировали свой уход, другие предпочитали промолчать? Причин тут несколько.

1. Политическая обстановка в мире, которая привела к наложению санкций на Россию. Некоторые компании одежды ушли из России из-за нежелания работать на нашем рынке. Такой мотив был продиктован геополитическими факторами – исключительно волей условного «вашингтонского обкома».

2. Вторая причина вытекает из первой. Сложная обстановка в мире в сочетании с санкциями привела к усложнению логистики. Многие зарубежные бренды не поняли, как продолжать работу – товар не удается доставить, приходится многократно поднимать цены и т.д.

Мы стали свидетелями глобальной борьбы за инвестиционный капитал. Каждая вторая из почти 1 400 крупных зарубежных компаний приостановила деятельность или полностью ушла с российского рынка.

Большинство иностранных компаний, покинувших российский рынок, «продали» свой бизнес местным предпринимателям. И те продолжили выпускать (или продавать) прежнюю или почти прежнюю продукцию, сменив разве что название. В основном, так поступили те, кто успел обзавестись в России более-менее приличным производством. Причем, о классической продаже бизнеса, как таковой, речи не шло вообще. Иностранцам пришлось уступать свои активы едва ли не за копейки – по ценам на порядок ниже рыночных.

Несколько иная – даже в чем-то комичная - ситуация с брендами одежды. Компании официально якобы ушли из России, но остались на … маркет-плейсе. Так WildBerries предлагает целые коллекции «санкционки» (применим этот термин к товарам брендов, которые ушли из России из-за санкций).

Есть даже акции и скидки. По каждому виду номенклатуры присутствуют все размеры. Срок доставки большинства товаров в Самару – уже «послезавтра». Подобной оперативностью не могут похвастаться многие официальные магазины, которые остались в России. Очевидно, что дело по торговле санкционными   товарами поставлено на поток. Сомнительно, что подобные схемы смогли организовать кустарные торговцы-одиночки с сайта бесплатных объявлений вроде «Авито».

Каждый самарский ТЦ «поредел» примерно на 15-20%. Например, в "Мега" закрылись 16 магазинов.

На WB сейчас продаются Zara, Bershka, OYSHO, Pull and Bear, Stradivarius и много чего другого. Происхождение товара неизвестно. Менеджеры плейса говорить на тему «санкционки» отказываются, ссылаясь на «коммерческую тайну». Самое вероятное объяснение – это некоторые предприимчивые бизнесмены развернули канал по параллельному импорту. На Яндекс-Маркете или Озоне ничего подобного пока еще нет. Впрочем, еще не вечер. Как отмечают эксперты, легко можно предположить, что плейсы договорились между собой и WB первый начал обкатывать схему параллельного импорта.

В связи с этим следует задаться следующими вопросами. Какие могут тут могут возникнуть риски - понятно от действий со стороны Запада - для самого WB и россиян? Могут ли надавить на банки с требованием отключить эквайринг? Должен ли работать на этой не совсем понятной схеме закон о правах потребителя?

«Ну если говорить об исках владельцев западных брендов, то шансов выиграть суды в РФ у них мало, исходя из последних претендентов, в которых российские суды отказывали иностранным истцам со ссылкой на злоупотребление правом и вражеское место регистрации, - говорит самарский юрист Инна Севостьянова. - Параллельный импорт, с учётом постановления правительства №506, принятого в марте и разрешающего ввоз без разрешения правообладателя уже введённых за границей в оборот отдельных групп товаров, будет набирать обороты. Ну, собственно, полагаю такие ввезённые товары уже и попали «на полки» в WB».

Фото: Яна Лаушкина

«Последствия зависят от законности такого импорта, - добавляет самарский адвокат Алина Немродова. - Если ввозят качественный оригинальный товар, который разрешён перечнем Минпромторга (приказ от 19.04.2022 № 1532), то это законно. Если эти требования не соблюдены - вполне обоснована возможная волна исков о защите нарушенных прав. Что касается Запада - мы живем в такое время, что санкции могут «прилететь» в любой момент и ударить по сфере торговли. Предугадать их содержание сложно. Как будет сочетаться параллельный импорт, и защита прав потребителей пока трудно сказать, практика ещё не успела сформироваться. В теории с вопросами по дефектным товарам и гарантийному обслуживанию потребитель может обратиться и непосредственно к продавцу. Сейчас местный бизнес уже начинает взаимодействовать с сервисными центрами, например. Хочется верить, что параллельный импорт достигнет своих целей, рынок вновь наполнится ассортиментом товаров, а потребители не станут жертвами контрафакта».

Несколько настораживают неоднозначные отзывы на эти товары из параллельного импорта. Некоторые россияне подозревают, что их обманывают.    

«Джинсы не плохие, но это точно не «B…, a жалкое подобие, одной петли под ремень просто нет и не было, бирка как будто наспех, криво вклеена, даже не прострочена, в карманах нитки торчат клубками. Не стоят таких денег, им красная цена в базарный день 1500 рублей, но никак не дороже. Сын забирал сам, если бы я забирала, в жизни бы не выкупила», - сокрушается Марина.

«Очень посредственный блейзер: ткань дешевая, очень мятая. Плюсов не заметила. Это не та «Z…», которая была в живых магазинах. Не понимаю, как можно это продавать за почти 10 тысяч. И не надо говорить «спасибо», что хоть за такую цену «Z…» продаётся. Смысла такого качества вещи покупать за столь высокую цену совершенно не вижу. За 10 тысяч можно присмотреться к отечественным брендам, а качество будет гораздо лучше», - добавляет Нина.

Однако положительных отзывов все же больше.

«Джинсы пришли без брака. Довольна качеством и посадкой! Это тот же товар. что был в магазинах. Правда цена на ВБ чуть выше, чем раньше, но все равно доступна и соответствует изделию. Это новые реалии, так что можно адаптироваться», - резюмирует Юлия.

«Все тоже самое, но дороже. Если ты фанат ушедших марок, то можно стерпеть подобные неудобства», - категорична Зина.

«На мой взгляд, пока не стоит покупать ушедшие бренды на этих маркет-плейсах, - говорит самарчанка Яна Власова.- Нужно подождать, как минимум до осени. Рано или поздно рынок уберет из системы нечестных торговцев. Смотрите на отзывы перед тем, как покупать товар».  

Фото: Яна Лаушкина

Оставление российского рынка западными гигантами в мире модной и доступной одежды раскрывает новые возможности перед отечественными производителями. Сегодня у них есть все условия, чтобы заявить о себе. Разумеется, все российские компании одежды остаются в России – их достаточно много. Есть крупные компании, есть небольшие локальные шоурумы, есть марки, продающие одежду только через интернет.

ПГС подобрал список достаточно известных и крупных компаний, которые есть в большинстве российских городов. Кроме того, все они представлены онлайн – есть отдельные сайты, а также страницы на маркетплейсах. Вот где покупать можно одежду в России сейчас (при желании, можно и обувью запастись):

Некоторые компании уже о завили планах наладить выпуск одежды, которая не уступит в качестве продукции ушедших с отечественного рынка западников.

Россияне без одежды точно не останутся. Да, сейчас есть небольшие трудности, но они вполне решаемы.

Вадим Афанасьев

Нашли ошибку? Выделите фразу и нажмите Ctrl+Enter

Узнай больше! Вступай в группу нашего города

Размещение рекламы в газете «Pro Город»
+7(987)-156-00-63
Связаться с редакцией
progorodsamara@progorodsamara.ru
+7(987)-905-00-63
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
8 (917) 153-99-44
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Чувилин Александр Сергеевич (progorodsamara@progorodsamara.ru, +7 (987) 905-00-63). Адрес редакции: 443013, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 4, корпус 15, офис 703-704 Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2022
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2022
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика