Александр Хинштейн рассказал Progorodsamara.ru о своих проектах и новой книге
Корреспондент газеты «Город» встретился с депутатом Госдумы от Самарской области Александром Хинштейном, чтобы узнать, как проходит его рабочий день в Самаре. «Город» сопровождал парламентария в один из дней региональной недели. Во время переездов с одного объекта на другой депутат и рассказал о своем самом сложном проекте, о планах на бункер Сталина и деревянную крепость на Хлебной площади.
Существует мнение, что в Госдуме депутаты почти ничего не делают. Расскажите, как проходит рабочий день депутата в Самаре?
Депутаты все разные. Если говорить обо мне, то мой сегодняшний рабочий день строится так. В 9 утра я поехал по объектам, включенным по моей инициативе в финансирование федеральной целевой программы «Культура». К ним относится реставрация пожарной каланчи и создание интерактивного музея пожарно-спасательного дела на Хлебной площади, восстановление еще одного памятника – бывшего Коммерческого клуба на ул.Куйбышева, 104, где откроется межвузовский молодежно-театральный центр «Дирижабль», в котором талантливые и творческие ребята будут реализовывать себя. Стоит отметить, что это очень амбициозный проект. Мы получили на него уже 130 млн рублей. Так как я инициатор, то полностью контролирую ход работ, текущие проблемы... Затем короткое совещание с коллегами, прием населения в моей общественной приемной. Я заезжаю в мэрию, чтобы обсудить с коллегами и с главой города конкретные проблемы – в том числе и с приема избирателей, поскольку я стараюсь найти решение сразу. Сейчас мы поедем на демонтаж и вывоз незаконных объектов торговли...
Почему вы, депутат Госдумы, ездите на снос нелегальных ларьков?
Потому что, к сожалению, власти сталкиваются с серьезным противодействием со стороны не только собственников торговых точек, стоянок, но и тех кто «крышует» эти объекты. Например, рекорд был поставлен в Железнодорожном районе, когда один ларек, интерес к которому проявляли сотрудники райотдела МВД, сносили, а он каждую ночь появлялся снова. И так четыре раза. Поэтому когда начались нападения на сотрудников потребрынка, подрядчиков, которые занимались сносом, я решил брать на себя самые сложные объекты. Мы ездим туда с прокурором города, начальником УМВД и председателем гордумы.
С таким плотным графиком у Вас хватает времени, чтобы пообедать или просто перекусить?
В Самаре у меня не всегда есть время, чтобы поесть. Я сплю в среднем по 6 часов. Иногда можно поспать и в машине... Кстати, я не закончил изложение своего сегодняшнего графика, потому что демонтажем незаконного рынка рабочий день не закончится. Оттуда – поеду на 2 встречи к жителям в Промышленном и Советском районах. Накануне делегации оттуда были у меня на приеме, просили приехать и помочь навести порядок.
Как Вы справляетесь со стрессом, ведь работа депутата может быть очень напряженной?
Я совершенно обычный человек, который расслабляется, когда слушает музыку, ходит в баню, в гости или в кино. Тем более что я уже привык к такому ритму работы. Работа, которой я занимался до своего избрания, была тоже стрессовой. Вы же знаете, каково быть журналистом. Но я к этому привык, чувствую себя в органичной среде.
К разговору о журналистике. Вы как человек, который долгое время занимался ей, можете оценить недостатки самарских СМИ? Может им чего-то не хватает?
Самарское журналистское сообщество достаточно профессионально. Самарскую прессу нельзя назвать провинциальной, она находится на весьма высоком уровне. Продукт, который здесь производится, качественный. Но нет предела совершенству.
Вернемся к вашим проектам. Когда будет восстановлен «Дирижабль»?
К концу 2015 – началу 2016 года. Это здание постройки 19 века, памятник истории и культуры федерального значения, некогда было очень красивым. В последний период в нем находилось кафе «Снежинка», но в 1997 году случился пожар. Изнутри здание полностью выгорело и стало разрушаться, превратившись в бельмо на центральной улице Самары. В народе его называли «Домом Павлова», там поселились бомжи. Два года назад Дмитрий Азаров привлек мое внимание к этой проблеме. И сообща мы нашли решение: не просто восстановить особняк, но дать ему вторую жизнь – адаптировать к современным условиям. Вместе с ректором Самарской академии культуры и искусства мы придумали межвузовский центр «Дирижабль». После восстановления и реконструкции в здании – а в нем 2 тыс.метров – появятся современный театрально-концертный зал, гримерки,сценические помещения, выставочные залы. Днем там станут заниматься студенты СГАКИ (им как раз не хватает площадей), а вечером – проходить спектакли, концерты, выставки, организованные силами талантливой самарской молодежи. В городе более 80 таких коллективов, но им негде выступать, проявлять себя. Теперь такая площадка у них будет.
Какой из проектов был наиболее сложным в плане реализации?
Все проекты сложные, потому что требуют больших усилий. Но один из самых сложных по целому ряду причин – Самарский кадетский корпус МВД России. Во-первых, мало кто верил в мой замысел, изначально многие воспринимали его как авантюру, и, если б не поддержка нашего губернатора Николая Меркушкина – ничего бы не состоялось. Во-вторых, не сразу было определено, что это будет кадетский корпус именно профиля МВД. Я считаю очень важной задачей – военно-патриотическое воспитание детей. Существующие в Самаре кадетские школы и классы – это все-таки не совсем то: звонок прозвенел, ребята сняли форму и разошлись по домам. Наша же «кадетка» – полноценное военное заведение, где курсанты живут, учатся круглосуточно, и носят форму на законных оснований. С момента замысла идеи до ее реализации прошло 2 года: и вот 1 сентября 2014-го мы официально открыли Самарский кадетский корпус МВД России. 100 первых курсантов – 5-6-классников – прошли по плацу. Кстати, это первое такое учебное заведение в системе МВД.
Вы помогаете МВД, но в тоже время многие граждане идут к вам с жалобами на бездействие полицейских. Что это за жалобы?
Например, сегодня на личный прием пришел заявитель, на которого месяц назад немотивированно напал мигрант из Азербайджана. Преступник выстрелил из травматического пистолета ему в глаз. Человек частично лишился зрения. При этом полиция не возбуждает уголовное дело. Была сегодня жалоба от жителей Промышленного района с улицы Солнечной, которые сообщили о незаконных гаражах, шиномонтажках и живущих в них мигрантах. Получалось, когда участковый приезжает на место, то мигранты исчезают, а спустя некоторое время снова появляются. Именно для того, чтобы у нас были другие сотрудники полиции, и создаются такие учреждения как кадетские корпуса.
Часто ли бывают в вашей практике шокирующие случаи?
Да, бывают. В основном это отказы в возбуждении уголовного дела, когда преступление налицо. На мой взгляд, в результате реформы МВД кадровый состав особо не изменился, проблемы остались те же. Недавно был вопиющий случай, когда самарчанку заживо похоронили: по ошибке, ее признали умершей и несчастная женщина ходила из кабинета в кабинет, доказывая, что она не призрак. Мне пришлось помогать ей восстанавливать документы.
Также в Твиттере вы писали, что представители следственного комитета начали травлю в СМИ из-за вашей критики работы этого ведомства. Дело именно в личных счетах?
Я полагаю, что реформа прокуратуры была проведена не совсем верно. Нельзя было лишать ее полномочий надзора за следствием, потому как мы получили ведомство, практически никому не подчиненное. Кстати, я многократно говорил об этом еще тогда, 7 лет назад. И не только об этом. Напомню и о своих непростых взаимоотношениях с руководителем Самарского управления следственного комитета г-ном Горсткиным, который тоже публично добивался привлечения меня к ответственности. А история в Пестравском районе, где пьяные братья устроили стрельбу в кафе, ранив семь человек! Выяснилось, что «стрелки» приехали с дня рождения следователя местного СКР, который наутро и прибыл расследовать дело. После моих выступлений этого следователя уволили, но он подал на меня в суд, а Горсткин объявил, что привлечет меня за клевету? И что в итоге? Все суды мне следователь Ливинский проиграл, Горсткин – был с позором уволен.
А сейчас какие у вас взаимоотношения со следственным комитетом?
Сегодня ситуация, на мой взгляд, изменилась. Я вижу, что внутри Самарского управления есть подвижки, возбуждаются дела. На свои обращения я не получаю больше отписки, которые были раньше.
Давайте поговорим о вашем творчестве. Что с вашей пьесой – политической сатирой, которую хотели поставить в «Театре на Таганке»?
Пьесе не везет. Ее, действительно, хотел ставить наш замечательный актер и режиссер Валерий Золотухин, даже провел читку труппе, но после этого тяжело заболел и скончался. Тогда за пьесу решил взяться главный режиссер «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. Уже приступили к работе, но об этом узнал Анатолий Чубайс – а он глава попечительского совета театра. С Анатолием Борисовичем у нас отношения традиционно-плохие, в бытность журналистом я выпил у него ни один литр крови. Как истинный демократ, Чубайс поставил Райхельгаузу ультиматум: или пьеса Хинштейна или я ухожу из совета, забирая всё финансирование. Райхельгауз честно мне это рассказал, извинился: я понимаю, Чубайс – для него во всех смыслах дороже. Сейчас пьесу смотрит еще несколько театров, надеюсь, в новом сезоне она выйдет.
Вы начали писать новую книгу?
Да, летом, в отпуске. Хочу проанализировать причины и процесс развала Советского Союза, примерить эти события к современности. Если мы не всегда твердо понимаем свою историю, то печальные события могут произойти снова. Россия вполне может повторить судьбу СССР, если мы не научимся делать выводов из ошибок прошлого.
Сопровождая вас сегодня, я вижу, как часто к вам подходят жители, видно, что они вам доверяет. Вы не думали баллотироваться на пост губернатора?
Нет, я не думаю об этом. Хотя бы потому, что сегодня в регионе есть эффективный губернатор, с которым интересно и результативно работать, отрадно чувствовать его поддержку. Я очень доволен тому взаимопониманию, которое сложилось у нас с Николаем Ивановичем.
Не так давно вы были в Крыму. Какая там сейчас обстановка?
Я нигде не видел такого воодушевления и патриотизма, как там. У меня было много встреч, в том числе на улицах. В первую очередь людей волнует вопрос «Не бросите вы нас?» Ответ на этот вопрос дал Президент, который сказал, что изменить принятое решение уже невозможно. Вопреки страшилкам, в Крыму сейчас очень много туристов, в том числе с Украины. Неплохой сервис, еда, отличное море. Очень демократичные цены. Так что есть куда развиваться.
Как успешному политику Вам нужна команда помощников. Кто эти люди, что вас окружают? Можно ли попасть в вашу команду?
Кто-то пришел к нам сам, кого-то мы искали. Важно, чтобы люди, с которыми я работаю, не были безразличными, ответственными, стрессоустойчивыми. Особенно это важно при работе с населением, потому как поток граждан с проблемами растет в геометрической прогрессии.
За реализацию каких еще проектов возьметесь?
Начнем реставрацию еще нескольких объектов культурного наследия. Кроме того, все понимают, что нужно что-то дальше делать с бункером Сталина. Как музейный объект его нужно продвигать и использовать его КПД полностью, чтобы превратить в полноценную визитную карточку города. Вы, наверное, знаете и о том, что в Самаре идут раскопки старого города в районе Хлебной площади. По предварительным данным, археологи нашли деревянную основу крепости, где, как считают историки, останавливались Петр Первый со своей женой Екатериной в 1722 году. Если это подтвердится, там можно будет тоже делать какой-то музейный комплекс. Уверен, что министр культуры РФ Владимир Мединский этот проект поддержит, как поддержал уже многие другие: тот же «Дирижабль», каланчу на Хлебной площади. Наконец, восстановление уникального памятника советского конструктивизма – здания «Фабрики-кухни» на Ново-Садовой, построенной в 1932 году в форме серпа и молота. Как вы, наверное, знаете, там разместится Средневолжский центр современного искусства – еще один очень важный для города проект. На его реализацию из федерального бюджета мы получим около 400 млн. руб.
Самара – действительно, очень красивый город, просто нужно эту красоту помочь ей восстановить. Я бы сравнил наш город с Золушкой, которую мачеха 20 лет тиранила, одевала в обноски, не давала приводить себя в порядок. Но теперь злые чары кончились и город начинает отмываться, приводить себя в порядок, возвращая природную красоту. «Бал» уже скоро: Чемпионат мира по футболу-2018.