"Дойдет до истерики": психолог из Самары рассказала, как распознать интернет-зависимость у детей
Многие современные родители часто сталкиваются с проблемой зависимости их детей от социальных сетей. Век технологий заставляет каждого из нас все сильнее погружаться в Интернет и все, что происходит в нем. Но, если взрослый человек более или менее психологически устойчив к внешним воздействиям, то ребенок может не справиться с ними.
Ангелина Фадеева, активистка ФПСО, участница выездных школ университетского, городского и Всероссийского уровня, волонтер и студентка 4 курса СГСПУ с удовольствием ответила на все наши вопросы.
— Как вы считаете, как влияют социальные сети на детей: положительно или отрицательно?
— Пребывание в информационных сетях может приносить как и вред, так и колоссальную пользу. Я наблюдала за детьми во время своей школьной практики, а также неоднократно работая вожатой в детском лагере. По моим наблюдениям, среди подростков большая часть пользовалась интернетом, чтобы написать друзьям и узнать актуальные новости, меньшая же - чтобы поиграть.
Младшие школьники же, наоборот, тратили время, отведенное на пользование телефоном за играми, так как общения им хватало в реальной жизни.
Стоит отметить, что на сменах в детских лагерях для пользования гаджетами отведено строго ограниченное время. Так, у отрядов младшего школьного возраста телефон отбирали с 23:00 до 16:00, после чего, с 16:00 до 17:00 дети имели право позвонить родителям, поиграть, зайти в социальные сети и Интернет.
С отрядами старшего школьного возраста ситуация была иная. Подростки переживали "расставание" с телефоном гораздо труднее и даже, бывало, устраивали скандалы, пытались прятать устройства под подушкой или заменять другими. Хотя и времени на пользование гаджетами у них было больше, чем у малышей. Телефон выдавался им с 19:00 до 23:00, далее изымался.
Интересно то, что со временем сами подростки признались в том, что их зависимость стала меньше, так как активный досуг и взаимодействие с другими ребятами заменили время "просиживания в интернете".
— Как вы считаете, какое время ребенок может проводить в социальных сетях, есть ли какие-то ограничения?
— Отличный вопрос. Я довольно часто спрашиваю детей, сколько их родители позволяют им сидеть в гаджетах. Цифры разные, но радует то, что это максимум 2-3 часа выходного дня.
По моему мнению, очень сложно поставить временные рамки, так как нужно понять, для чего, собственно, необходимы информационные сети.
Если для написания реферата, доклада или выполнения другого учебного задания, то на это может понадобиться довольно внушительное количество времени. А если такой вид работы задан по нескольким предметам? Невозможно уместить выполнение всех заданий в один час, проведенный за гаджетом.
Если учесть, что младшему школьнику подобные задания даются меньше, то смею предположить, что в выходные дни он может провести максимум 2 часа за компьютером. В рабочие будни следует занимать ребенка полезной, культурной деятельностью.
Для школьников старшего возраста, в связи с тем, что их задания и предметы усложнены, требуется большее время пребывания в Интернете. Однако, не стоит проводить там каждый свободный день вместо того, чтобы сходить в кино или на прогулку. В выходные максимум - 4 часа.
Но я считаю важным давать им личное время каждый день, хотя бы в течении 30-50 минут.
Стоит учитывать, что время меняется, как и ценности в обществе. Век информационных технологий действительно оказывает свое влияние на каждого из нас.
— Почему дети вообще привыкают к гаджетам и социальных сетям?
— Одна из причин, по которой дети младшего школьного возраста привыкают к социальным сетям кроется в том, что сами родители не заботятся о продуктивном времяпрепровождении детей. Это объясняется работой, внешними факторами и многим другим. Часто родителю, особенно молодому, легче дать ребенку гаджет в руки и заняться своими делами: пойти в фитнес-центр или на встречу с друзьями. Но это не выход. Ребенку необходимо огромное количество внимания, чтобы он не вырос замкнутым и неуверенным в себе, не стал искать в социальных сетях то эфемерное, виртуальное внимание, которое, конечно же, не сравнится с реальным.
Для подростков же привязанность объясняется еще и огромным давлением со стороны общества. Социальные сети - это модно. В среднем школьном возрасте для ребят становится значимым активное взаимодействие друг с другом. Переписки, записи в сообществах по интересам, истории, чуть ли не главные новости дня - буквально вся жизнь подростка сосредотачивается в Интернете.
— Можно ли самостоятельно распознать "первый звоночек" , признак того, что ребенок стал зависимым от социальных сетей?
— Безусловно. Недавно, проходя практику в общегосударственной школе, я столкнулась с несколькими детьми, у которых имеется игровая зависимость.
Выявить её помогла психологическая методика. Ребятам было необходимо продолжить около 30-40 предложений.
Несколько человек среди 4-х классов ответили на все вопросы идентично, к примеру, они хотят пройти уровень игры, купить новое оружие, пройти игру до конца, они хотят купить новую часть и так далее.
Такие дети часто становятся заметными во время простого наблюдения. Заметить начинающуюся зависимость может и родитель, и учитель. Характерными признаками является постоянное пребывание с гаджетом в руках, отстраненные отношения с одноклассниками, незаинтересованность в учебе, плохие оценки, конфликтное поведение, вспышки агрессии и ярости, непослушание.
— Когда стоит начинать учить ребенка правилам сетевой безопасности и кто должен это делать, родители или учителя?
— Думаю, необходимо учить детей правилам сетевой безопасном тогда, когда они начнут погружаться в сами социальные сети либо заранее. Как говорится, "предупреждён - значит вооружён".
Тут необходима комплексная работа. Бывают ситуации, когда родители говорят одно, а учитель другое. В голове ребенка возникает сумбур и недопонимание. Это касается не только цифровой безопасности, но и других аспектов. Поэтому, что касается вопросов сетевой безопасности, сначала должна быть проведена работа с родителями, так как они должны понимать, что за собой ведет длительное пребывание в сети, как это может отразиться на физической и психической составляющей ребенка.
Дать рекомендации, поэтапные шаги и конкретные пути. Когда родитель и учитель заодно, ребенок понимает, что правила "игры" одни и те же. Поэтому он будет думать, что правильно именно так, как говорят обе стороны.
Если будет работать только одна сторона, это может провести не только к непониманию, но и к наименьшей эффективности.
Также родителям необходимо знать, что они являются ярким,заразительным примером Для своих детей.
Поэтому если они сами постоянно сидят в социальных сетях, а ребенку говорят, что это неправильно, то ребенок будет следовать примеру своих родителей.
Это работает и с хорошим привычками. Например, с чтением. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родитель сам должен читать, должен транслировать заинтересованность в этом жанре. Создать традиции, ценности, порядки и правила, и, главное, самому следовать им. Тогда и ребенок будет придерживаться всего этого.