Настоятель костёла: "Думал, что война до Самары не дошла, но город именно в таком виде"
- Отец Маркус, расскажите о жизни католической общины в Самаре.
Недавно мы отметили двадцатилетие официального возвращения здания храма в пользование католической церкви в 1995 году. А богослужения начались ещё раньше. В Самаре достаточно быстро собралась группа людей, которые после советского периода захотели исповедовать католицизм. Тогда в Поволжье был единственный приход, в городе Марксе Саратовской области. Но, в других городах католические храмы подвергались самым разным перестройкам в советское время: отрезали башни, фасады заливали в бетон. А в Куйбышеве храм остался нетронутым.
Приход у нас достаточно подвижный. Какой-то определённой национальной принадлежности нет, хотя храм и был построен больше века назад польской общиной. Проводим все церковные обряды. Проводим курсы для людей, интересующихся верой. Есть и курсы польского языка.
Правда, численность прихода у нас довольно скромная. На воскресные службы к нам приходят около ста человек. В России вообще католиков немного и концентрируются они в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области, кое-где в Сибири и на Кавказе.
- А как вы приняли сан и попали в Самару?
Родился я в Германии. Впервые посетил Россию в 1992 году. Закончил семинарию на родине. В 2000 году был рукоположен в диаконы, в 2001 - в священники. Больше года назад епископ назначил меня в Самаре настоятелем храма.
- Но, почему именно Россия? Ведь католические священники пребывают с миссией по всему земному шару.
Я мог бы работать в Германии. Но в России я застал начало возрождения церкви. Всё это было новое и связано с интересными вопросами.
- Отец Маркус, вы родом из Восточной Германии, это, наверное, тоже повлияло на предрасположенность к России?
Скорее, нет, чем да. Мы в ГДР, несмотря на пропаганду советско-германской дружбы, относились насторожено к пребыванию вашей армии. У нас в городе был большой гарнизон. Утром, по пути в школу, я видел советских солдат-регулировщиков, которые пропускали идущую колонну военной техники, вечером она не заканчивалась. То есть, особой точки соприкосновения с русскими не было. Даже русский язык в школах учили плохо и только для того, чтобы показать «Большому брату» свою лояльность. Хотя, да, определённый интерес к России у меня был, но скорее от обратного.
- Костёл является одним из символов Самары, к счастью сохранившимся за годы советской власти. Но, храм нуждается в серьёзной реставрации. Как настоятель, что вы знаете о таких планах?
Есть федеральная программа по подготовке к ЧМ-2018. И именно в рамках её города и их знаковые объекты пытаются привести в порядок. Что касается храма, то много чего было сделано предыдущим настоятелем, который перекрыл крышу. Подчеркну, что здание не принадлежит нам, а находится в пользовании. Все реставрационные работы взяло на себя государство. В этом году должны отреставрировать главные башни. Внутри храма, конечно, тоже нужен ремонт, но основное это окончание ремонта кровли и фасада.
- Самара город многоконфессиональный. Налажено ли взаимодействие с другими религиями?
Взаимодействия, однозначно нет. Есть контакты с лютеранской общиной, с теми или иными православными священниками. Иногда бывает, что мы принимаем участие в каких-то общих городских или областных мероприятиях. Например, в начале мая прошёл футбольный межконфессиональный турнир. Но, именно взаимодействия, пока нет.
- А в последние годы интерес к религии возрос или нет?
Сложно ответить однозначно. 90-е годы были настоящий бумом, если хотите, существовала мода на религию. Сейчас эта волна схлынула. Но люди интересуются, порой даже издалека. Второй год подряд мы открываем двери храма в «Ночь музеев» и к нам приходят более тысячи человек. Так что, интерес есть, но на каком он уровне это другой вопрос.
Религия это частное дело, но в это же время христианская вера не может осуществляться в одиночестве. Мы община, а не сборище индивидуалистов. И в этом смысле есть духовный дефицит. Боюсь, это наследие прошлого. Советский человек часто жил в разных мирах, где на работе он надевал одну маску, дома другую и так далее. А вот с церковью это уже не работает. Наш Бог хочет быть с нами везде.
- Не первое десятилетия ведутся разговоры о сближении православия и католичества. Например, недавно Папа римский высказал идею об единой дате празднования Пасхи. Как вы относитесь к этому сближению?
С Пасхой есть определённые календарные проблемы. Но мы все, верующие во Христа, могли бы в один день праздновать главное церковное событие. Это очень хорошая инициатива. В самом деле, православие и католичество очень близки, в том числе и по обрядам. К сожалению, в России на это пока не обращают внимания.
- Вы видели вживую Папу римского?
Предыдущих — да, нынешнего Франциска надеюсь увидеть через год, в Польше на Всемирной встрече молодёжи.
- А в храм заходят некатолики и не просто посмотреть, а помолиться?
Людям других конфессий нет нужды заходить к нам для молитвы, обычно они ходят в свои храмы. Но, если человек захочет помолиться, никто ему мешать не станет. Большинство же заходят из интереса, туристы например. Считаем нашей обязанностью обеспечить доступ в храм для всех желающих.
- Отец Маркус, вы уже довольно долго в Самаре. Какое у вас впечатление от города?
Приехав в Самару, чуть больше года назад, я был в недоумении. На родине нас учили, что война до Самары не дошла. Очень удивлён, что город, особенно его историческая часть, находятся в застое. Пройдя пешком от храма до железнодорожного вокзала, не увидел ни одного квартала, где не было руин, сгоревших, недостроенных или просто пустующих домов. В то время, как в Саратове менялся силуэт города, в Самаре не могут отремонтировать двухэтажный дом. Мне больно видеть по-настоящему красивую архитектуру, находящуюся в таком плачевном состоянии. Ещё, от ваших дорог приходит мысль, что у вас хорошо зарабатывают шиномонтажи и продавцы покрышек. Хотя, отношение властей к нам, как к религиозной организации действительно хорошее.
- А у вас есть любимые места в городе?
Пока, кроме храма нет. Есть уголки которые я считаю красивыми, например набережная.
- У верующих в России последние годы есть мода на иконки в машинах. Люди, причисляющие себя к христианству, делают татуировки на теле с символами веры. Как этому относится церковь и лично вы?
Я очень удивился, когда таксист мне сказал, что Троица это Святой Николай, Богородица и Серафим Саровский. То есть, очень часто встречаются смутные представления о вере, даже у верующих. Я за то, чтобы человек смог выразить свою веру, если он соблюдает законы страны и если это выражение не заденет другого. Мне кажется, некоторые внешние проявления, например татуировки, это показатель малого знания о вере. Религия не может требовать меток. Мы верим, что человек сотворён по образу и подобию Бога. И зачем же тогда себя раскрашивать?
- Священники принимают исповеди. Наверное, люди к вам приходят с разными историями. Лично вас что-то может шокировать?
Нет, в исповедальне я не для того, чтобы искать какие-то шокирующие вещи. Иногда меня удивляет, что люди рассказывая о плохом, не проявляют раскаяния. На всё остальное есть милосердие Божье.
- Среди россиян есть множество суеверий, что через какие-то знаки Бог может общаться с человеком.
Мне кажется, суеверия начинаются тогда, когда не хватает знаний о вере. Суеверий, к сожалению, очень много. Я очень сомневаюсь, что Богу нужно общаться с нами сверхъестественным образом. Для нас действует общее откровение, то есть Священное Писание.
- Что не рекомендуется делать современному католику, помимо ограничений заповедей?
Легче сказать, что рекомендуется. Приходите в церковь по воскресеньям и праздникам, участвуйте в жизни прихода, соблюдайте заповеди. Кто-то говорит, что совесть как хомяк — либо грызёт, либо спит. Чтобы этого не было, её нужно развивать в себе. Я здесь как священник, не для того, чтобы говорить людям что делать и чего не делать. Я могу только натолкнуть на ответ, к которому человек должен прийти сам.
- Что бы вы пожелали самарцам?
В России первым делом желают здоровья. Желают и благополучия, но по светским меркам это понятие неустойчивое. Пожелаю сознательности, чтобы люди задавались вопросом о Боге и не откладывали это на потом. Подумайте, вдруг там действительно кто-то есть?