По совету фармацевта
Как часто, приходя в аптеку, вам приходилось просить у провизора «лекарство от…» (здесь может быть много вариантов) и получать спасительное средство, просто поверив на слово фармацевту? Допустимо ли так продавать медикаменты и в каких случаях?
Выявляя симптомы. Работу сотрудников аптек регулирует множество нормативных документов. В одном из них – Правилах Надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения – как раз дается разъяснение, что такое фармацевтическое консультирование.
Если кратко резюмировать все написанное в циркуляре, выходит, что провизор должен помогать покупателю в выборе лекарств, опираясь на описание симптомов недомогания и состояние человека. Однако так можно отпускать только безрецептурные препараты.
Впрочем, и в этом случае есть исключения. Фармацевт обязан рекомендовать обратиться к врачу, если необходима помощь ребенку до 1 года или пожилому человеку, если проявления болезни не проходят более 3-х дней лечения или есть угрожающие жизни симптомы – высокое или низкое давление, температура выше 38, которая держится несколько дней и пр. В таких случаях лекарства продавать нельзя.
Предупреждая о «побочке». Допустим, сотрудник аптеки расценил ваши жалобы как легкое недомогание. В таком случае хороший фармацевт предложит вам несколько вариантов лекарственных средств. По правилам консультирования он должен рассказать о наличии в продаже лекарств с одинаковым действующим веществом (МНН) разного ценового диапазона. Иными словами, при симптомах простуды, например, наряду с дорогими разрекламированными средствами в виде порошка, советовать нужно и обычные таблетки парацетамола. Работнику аптеки запрещается скрывать от покупателя информацию о наличии препаратов со сходными МНН.
Предлагая тот или иной препарат, провизор обязан предупредить о противопоказаниях, побочных эффектах, рассказать о нежелательных реакциях, если не соблюдать правила приема лекарства или сочетать его с пищей, алкоголем, а также проинформировать об условиях хранения препарата.
Сделать обдуманный выбор. В вопросах поиска нужных лекарств теперь на помощь приходят не только фармацевты, но и современные технологии – специальные интернет-сервисы. Заказать все необходимо можно в смартфоне, не выходя из дома.
Например, на маркетплейсе здоровья «Здравсити» весь ассортимент лекарств и товаров для красоты и здоровья удобно распределен в каталоге по симптомам, заболеваниям или зоне воздействия. Внутри каждого раздела есть дополнительные фильтры – по производителю, форме выпуска, действующему веществу и пр. А если остались вопросы, можно обратиться в чат, где отвечают профессиональные фармацевты. Они помогут с выбором препаратов по симптомам, подберут аналоги, если необходимо, и оформят заказ – проведут такую же консультацию, как в обычной аптеке. Правила Надлежащей аптечной практики распространяются и на дистанционных фармацевтов – рекомендовать к заказу можно только безрецептурные препараты.
Такой вариант поиска лекарств уже оценили многие пользователи. Удобно, когда найти медикаменты, проконсультироваться и получить заказ можно, не выходя из дома. Безрецептурные препараты, медицинскую технику и аптечную косметику курьеры «Здравсити» привозят прямо на дом.
Что касается лекарств по рецепту, то в этом случае все строго. Заказывать их без консультации и рецепта врача нельзя. Заказывать на интернет-сервисах такие медикаменты можно, но получать придется в аптеке – только после того, как рецепт проверит провизор.