Режиссер фильма «Кожа»: Современная киноиндустрия это устаревшие процессы
Вы часто бываете в Самаре?
Наверное, это мой четвертый приезд. У меня были тут в 2009 и 2012 годах творческие вечера, также я был со своим фильмом на фестивале спортивного кино в прошлом году.
Вчера вы работали на Кировском мосту?
Вообще мост сам по себе не будет фигурировать, нам нужно было снять долгий проезд на машине. Это будет сцена с героями, где за окном особо ничего не видно. Нам его порекомендовали для долгого проезда.
Там были какие-то романтические сцены?
В машине? (Смеется) Скорее нет. Основные романтические сцены мы отсняли на шоссе на выезде из Тольятти. Но будет еще одна романтическая сцена.
В самарских квартирах уже снимали?
Это уже отснято в Тольятти. Чтобы было понятнее, поясню, что история такая: герои едут из Тольятти в Самару на электричке, они там встречаются. Основное действие происходит в Самаре. Просто интерьеры мы снимали в Тольятти, они все равно не опознаваемые. Для экстерьеров, чтобы заявить Самару, мы и приехали.
Почему вы выбрали именно два города - Самару и Тольятти?
Благодаря сложившимся тут отношениям и контактам. Вот, сидит Антон Здобнов продюсер (указывает на молодого человека), мы познакомились в мой первый приезд. Я узнал, что он был продюсером короткометражного фильма, который снимался в Тольятти, и я предложил ему сотрудничество. Такая модель, где абсолютно местная команда, она уже была использована мной при создании фильма «Десятка» в Челябинске.
Вы тоже придерживаетесь мнения, что в Самаре удобно снимать в отличие от Москвы, потому что здесь можно перекрыть улицы или метро?
Понимаете, есть два разных подхода. Одно дело, когда сюда приезжает съемочная группа из Москвы. Все знают в киноиндустрии, что они приезжают на распиливание денег. Если группа выезжает в командировку, то распилить бюджет легче. Перевозка съемочной группы это недешево, но можно на чем-то сэкономить. Другое дело, когда полностью местный проект, когда люди играют все важные роли. Я сторонник такого. В этом смысле наш фильм несет, если угодно, культурную миссию, он показывает, что для кино не нужны огромные деньги, нужна идея.
Сколько человек в съемочной группе?
Около 10 человек. Все местные. Я - единственный человек, который прибыл из столицы. Что касается опыта в кино или на сцене, то у кого-то его больше, у кого-то его меньше.
У вас много друзей в Самаре, которые помогают Вам?
Огромная помощь начиналась не сразу. Не так часто тут снимается кино. К сожалению, у нас киноиндустрия достаточно централизованная, а я сторонник децентрализации, сторонник того, чтобы люди могли себя реализовывать в независимом кино.
Вчера вы встречались со своими самарскими друзьями?
Мы встречались с Виталием Папилкиным, который зашел к нам в гости. Он очень много помогает. Остальное время - съемка в очень жестком режиме.
В вашем фильме действительно снялся директор компании «Эковоз» Денис Волков, который выделил вам денег?
Да, верно. Он снялся в эпизодической роли дворника. Мы ему предложили, он согласился и неплохо смотрелся в кадре.
Можете дать совет начинающим писателям? Сейчас в интернете много мусора, как можно выделить из него стоящие произведения?
Совет – писать. Плавая в луже, моряком не станешь. Нужно повышать свой уровень. Это относится не только к литературе. Чтобы стать актером нужно играть, чтобы стать оператором нужно снимать. Я сторонник практического подхода. Что касается мусора в интернете, то это неизбежно. Читатель, зритель, слушатель сам выбирает.
Вы планируете снять фильм об около-футбольной культуре?
Эта тема для меня закрыта. Несколько лет назад я написал об этом документальную книгу. Теперь мне это не интересно.
А что вам интересно?
История о людях, отношения между ними, эмоции. Интересно наблюдать поиск людьми себя в современном обществе, поиск моральных ориентиров. Главные герои - люди, живущие в нашей российской современной реальности. Они во многом дезориентированы, не понимают, чего они хотят. Если все суммировать, то получится, что меня интересует исследование современной реальности.
Я знаю, что вы собирали средства на картину в интернете. Сколько денег удалось получить с помощью краундфандинга?
Честно говоря, краундфандинговая компания этого фильма не удалась. Поэтому деньги пришли от частных лиц и компаний. Бюджет собрался, но не с помощью краундфандинга. Как идея он уже себя дискредитировал. Этот способ не годится для каждого проекта, он только для проектов на актуальные темы, очень интересные для людей. Огромное множество фильмов и желающих собрать средства, даже люди, которые недавно имели доступ к достаточным средствам, уже лезут сюда. Я не вижу для своих проектов здесь перспектив.
Люди, которые выделяют средства на фильм, могут влиять на него? Изменять сценарий, например?
Это принципиальный вопрос. Наш фильм – не какой-то крупный коммерческий проект, где продюсер придет и скажет: «Я хочу этого или этого…» Естественно, если бы кто-то дал большие деньги и что-то потребовал, то мы вступили бы в переговоры, но только по моментам, не влияющим на художественное содержание проекта.
В Самаре проходил кастинг для вашего фильма. Много у нас талантов?
Талантливых интересных людей очень много. Я смотрел все видео с самарского и тольяттинского кастинга, там было очень много интересных личностей. Но, к сожалению, не все подходили по типажу. В Самаре и Тольятти примерно 300 человек решили пройти кастинг в наш фильм.
Как вы отобрали актеров на главные роли?
Когда я что-то пишу, я не фокусируюсь на внешнем виде героев. Я скорее представляю, какими они не могут быть, чем наоборот. Первый принцип отбора – типаж. Если нам нужна девушка 20 лет и молодой человек 24 года, то человек, выглядящий по-другому, уже не подойдет. Второй – свойства личности. Третий – понять мотивацию человека. Важно было собрать команду мотивированных людей, которые будут полностью отдаваться фильму.
Это правда, что на кастинге потенциальным актерам задавали неудобные вопросы, например: «Готовы ли вы участвовать в сценах с гомосексуальными или лесбийскими мотивами?»
Нет. Это было немножко по-другому. Вопрос был такой: «Что вы готовы делать или не готовы делать в кадре?» Некоторые люди просто терялись и не знали, что ответить. Поэтому те, кто проводил кастинг, задавали наводящие вопросы.
Вы планируете получить кассовые сборы от фильма «Кожа»?
Мы не планируем специально получить от этого деньги. Для нас главное создать картину. Я считаю, то, как работает сейчас киноиндустрия – это неправильно. Это устаревшие процессы. На фильмы тратятся очень большие деньги, которые на самом деле могут быть и не нужны. Потом продюсеры жалуются, что не окупают бюджеты. Нужно научиться снимать за меньшие деньги.
Когда состоится премьера?
Осенью 2015 года. Я надеюсь, что премьера будет в разных городах. У нас есть два варианта: либо у нас будет дистрибьютор, который будет заниматься прокатом по всей стране, либо мы сами будем этим заниматься.
Фото из официальной группы фильма.