Руководитель проекта «Без паники!» рассказал о квестах и их перспективах

Интерактивные квесты ворвались в нашу жизнь буквально пару лет назад и стремительно завоевали нишу интеллектуальных развлечений. Но откуда все это пошло? Кто придумывает квесты? Как долго приходится работать над комнатой? Каково будущее квестов? Эти и многие другие вопросы корреспондент портала ProGorodSamara.ru задал руководителю проекта «Без паники! - Реальные квесты в Самаре» Алексею Камоликову.

- Откуда в мире и России взялась идея интерактивных квестов?

- Это развлечение появилось одновременно в Японии и Европе. Там открывались комнаты, в которых был реализован сценарий игры «выберись из комнаты», т.е сначала были компьютерные игры, а потом по ним сделали квест в реальности. Так что не все из реальной жизни уходит в «цифру», бывает и наоборот. Что интересно, в Европе сейчас комнат меньше, чем в России, у нас случился настоящий бум — развлечение это интеллектуальное и люди хорошо принимают квесты. Только в Самаре сейчас более сорока комнат!

- Это большая цифра!

- Да. У компании «Без Паники!» сейчас три комнаты, готовится к открытию четвертая. Плюс банкетный зал, где после квеста люди могут посидеть и обсудить прошедшее испытание, попить чай, кофе, (любую еду можно принести с собой). Кстати, неожиданной популярностью банкетный зал стал пользоваться для детских праздников.

- Расскажите подробнее про комнаты, которые у вас есть.

- «Тайна советского ученого» - это классический квест, в котором воссоздан интерьер советской квартиры 1986 года. Цель не только выбраться, но и спасти мир. «Миссия невыполнима» - шпионский квест с элементами экшена, здесь уже есть, где полазить. Это более остросюжетный и подвижный квест с электронными гаджетами, которые не каждый день встретишь в обычной жизни. И «Ограбление банка» - квест для тех, кому хочется немножко похулиганить. Вы представляете команду профессионалов, хорошо подготовленную к своему делу, поэтому для ограбления вы получаете набор реквизита, достаточно сложного. Там есть и инструменты и всякие электронные штучки, например, для дистанционного подрыва бомбы. Сейчас готовится к открытию «Алиса в стране чудес», скажу сразу, квест будет захватывающим и очень технологичным. Подробнее о нем вы узнаете позже.

- Как вообще создается квест? Кто это все придумывает?

- В компании «Без Паники!» этим занимается целая команда! В свое время у меня был опыт написания дозорных игр, которые были популярны в Самаре. Интеллектуальная игротехника всегда была моим хобби. Первым мы прошли квест от iLocked в Питере, и для меня это стало настоящим открытием. Я понял, что мы тоже можем создавать что-то подобное, радовать родную Самару проработанными сценариями и сложной электроникой. Постепенно к нам присоединялись и другие единомышленники. Как показала практика, у нас все получается и людям это нравится!

- Возвращаясь к уже работающим комнатам — они разделены чисто по тематике или есть какое-то, может быть негласное, разделение по сложности?

- Мы стараемся писать сценарии комнат, чтобы они были интересны всем. Есть некий набор загадок, обычно 30-35 штук, и мы этой цифры стараемся придерживаться. Сами загадки различаются по сложности, некоторые разгадываются быстро, над другими приходится подумать. Сценарий не должен быть слишком простым или сложным, он рассчитан на прохождение среднестатистической командой за 50 минут. Команды бывают очень разные. Кто-то идёт на рекорд, кто-то наслаждается процессом и выходит из квеста за секунды до окончания часа. В любом случае всегда можно воспользоваться подсказками оператора. Кстати, минимальное количество участников в команде - два человека, есть задания, которые одному просто невозможно выполнить. Это сделано специально, для тренировки командной работы, и такие загадки есть во всех квестах.

- Насколько я понял, квесты рассчитаны на всех, от мала до велика. Но кто все-таки приходит чаще?

- Студенты и молодежь! Это самая яркая аудитория, ходят и школьники 10-11 класса и студенты магистратур и аспирантур. Они играют часто, с большим интересом, проходят все квесты, их это прямо заряжает. Но, конечно, взрослые тоже ходят, в том числе бабушки и дедушки. Для взрослых это больше вариант семейного отдыха, их чаще всего приводят подростки. Вот и проходит квест вся семья — дети, папа, мама и дедушка или бабушка 60-ти лет. Получается классное семейное взаимодействие, потому что кто-то тормозит, кто-то гонит вперед, но действовать надо вместе, надо сплотиться! Мы с операторами все видим, и на семейное прохождение приятнее всего смотреть, они получаются веселыми и классными! Поэтому рекомендую ходить семьями с детьми возраста от 7 лет.

- Несколько провокационный вопрос задам — насколько я понял, раз вы сами работаете над квестами, то вы их сами не проходите?

- Верно. В наши квесты мы вкладываем всю душу и именно их нам хотелось бы пройти в первую очередь. Но мы ездим «на стажировку» в Москву и Питер, заряжаемся новыми идеями, следим за соответствием их уровню.

- Сколько уходит времени от возникновения идеи комнаты до воплощения ее в жизнь?

- Пожалуй, это самый болезненный для нас вопрос! Очень хочется, чтобы через две недельки после возникновения идеи комната уже работала, но реально построение занимает 4 месяцев и более. Да, есть в Самаре команды, которые строят квест за месяц-два, но тут дело в антураже. Конечно, очень много зависит от строителей, но есть вещи, которые ускорить никак не получится. У нас, например, только сценарий пишется около месяца. Можно попытаться запустить стройку одновременно с написанием сценария, но пока он не будет дописан, комнату достроить все равно не получится! Создание квеста — это очень трудоемкий процесс, мы практически живем на стройке.

- Много ли приходиться переделывать после первых тестовых игр?

- У нас не приходится переделывать вообще. Когда мы пишем сценарий, стараемся продумать все мелочи, поэтому тут речь скорее идет о мелких коррективах, чем о каких-то глобальных изменениях. Например, в одном из квестов количество предметов совпадало с числом, которое являлось паролем к одной из загадок. Люди просто пересчитывали монетки и пробовали, а ведь с ними связано свое задание! Поэтому их количество поменяли. В квесте «Миссия невыполнима», например, не понравилось как получился звуковой эффект, мы просто его перезаписали и поставили новый.

- Как вы думаете, какое будущее ждет жанр квестов, что в него можно привнести нового? Может быть, использовать актеров, которые взаимодействуют с игроками?

- Такое уже есть, в некоторых квестах уже взаимодействуют. И пока в среднем по Самаре получается не очень. Нет такого актера, который при зарплате в триста рублей напугает человека своей ролью, а не просто тихо подкравшись сзади. Хороший актер должен получать за игру хорошие деньги, плюс грим — он довольно дорогой. Даже гениальный актер, играющий вурдалака не накрашенным, будет казаться обычным человеком. Кстати, момент с появлением в квестах актера был забавно обыгран в сериале «Теория большого взрыва» - там выходит типа зомби, пугает, поднимает руки, но герои говорят ему просто «отстань», им не страшно. В то же время, в Москве и Питере появились очень интересные театральные проекты. Там актеров несколько и у каждого есть сценарий с одной «точкой входа» и несколькими вариантами финала. В зависимости от реакции участников, актер может отыграть тем или иным образом, и все это приведет к совершенно разным результатам. Актеры и участники свободно перемещаются по локации и взаимодействуют друг с другом на равных. Интересно? Да! Но пока Самара не готова оплачивать такие фантазии авторов. Теперь о том, что ждет квест-индустрию в дальнейшем. Я думаю, что скачкообразное развитие скоро закончится. Те, кто хочет, будет развиваться и расширяться, ну а тех, кто не развивается, ждет забвение. Во многом из-за того что квест, будучи пройденным один раз, становится неинтересен. Даже если есть один квест, и он очень хороший, то нужно строить новые комнаты, это как у птиц - «Хочешь лететь, маши крыльями». Это первое. Второй момент, я думаю что квесты в ближайшем времени будут видоизменяться. Как – пока трудно сказать, но я буду стараться держать руку на пульсе. Квесты понравились людям, и само это слово уже сейчас зажигает искорки в глазах у многих. Нас еще ждут различные преобразования, но в целом индустрия будет активно развиваться, в том числе и с нашей помощью!

Без Паники! - Реальные квесты в Самаре! Группа Вконтакте, Инстаграм

г. Самара, ул. Красноармейская, 1п

Записаться на квест: +7 (846) 225-14-55