Самарский гусляр Сергей Каныгин о звуке, необычных слушателях и экзотичности традиции
- Как вы занялись игрой на столь необычном, уже подзабытом инструменте?
Это было достаточно давно, в 1992 году. Так случилось, что для выступления Волжского народного хора в Канаде, потребовался гусляр и я вызвался за неделю изучить этот инструмент. Оговорюсь, что к тому моменту я владел игрой на нескольких музыкальных инструментах: скрипка, балалайка, гитара. Но гусли очень специфический инструмент, на нем или играют аккомпанемент, или солируют. Обычно, гусляр одновременно играет и поёт. До гуслей я давно мечтал петь, но, например, со скрипкой это практически невозможно. Гуслями бояться овладевать, они требуют большой усидчивости.
- Вы владеете игрой на множестве инструментов. На каком вам больше всего нравиться играть?
Пожалуй, это гусли. Я их бережно называю «кормильцами». Они мне принесли, славу и удачу. Благодаря им я сочинил «Песню гусляра», которая очень востребована на различных выступлениях, концертах и конкурсах. Однако, я считаю что не только инструмент приносил и приносит успех. Многое ещё зависело и от той команды, с которой мне довелось сотрудничать. Это оркестр «Виртуозы Самары», с которым я дружу и работаю по настоящее время.
- У вас большое количество наград. Какую считаете наиболее важной для себя, в личном смысле?
Эти награды находятся по одну сторону. У каждой награды своя вершинка. Награда всего лишь ступень к вершине творчества. Но у них есть своя цена, ведь те физические затраты, что потрачены для работы, уже не восполнимы. Любая награда хороша, но которая выше - лучше. Она нас ставит в определенные рамки — мы можем двигаться только вперёд. Назад дороги не будет, за каждым из нас идёт славная плеяда артистов, которая тоже достойна признания.
- Издревле, на Руси гусляр фигура не только музыкальная, но философская и политическая. Сейчас он может играть такую роль?
Да, конечно. По сути, гусляр собирает материал для своих песен. Даже по своему композиторскому опыту, я могу наблюдать этот эффект. Стихи создают настоящий образ гусляра. Но он не бунтует, а провоцирует народ на хорошие поступки. Скорее всего, гусляр проповедник в быту. Сейчас я пишу дипломную работу по народному вокалу, где у меня есть мысль, что любая человеческая деятельность должна базироваться на трёх основных принципах — политика, экономика и нравственность. И считаю, что наше творчество привносит ту нравственность, которой иногда не хватает политике и экономике в нашей стране.
- Вы сочиняете музыку и стихи к гуслям. Сейчас работаете над чем-нибудь?
Есть определенные заготовки, которые исполнялись. Исполняя песню на открытии памятника князю Засекину, мне пришлось немного подкорректировать слова, а мелодия та же, получилась такая переделка собственного творчества. Есть и новые. Я автор сценария музыкальной сказки «Садко», поставленной год назад. Там я исполнил песню, написанную на стихи Сергея Есенина, которая по смыслу очень хорошо подошла к постановке.
- Как гусляра, вас часто приглашают на всевозможные мероприятия?
Да, в разные регионы России. Но большая занятость, как "хоровика" и солиста Волжского народного хора мне не позволяет заниматься подобной сольной карьерой. По мере возможностей, стараюсь.
- А на корпоративы?
И это тоже бывает. Парадокс, но традиционные для нашей культуры гусли привлекают, как этакая экзотика. Буквально недавно, приглашали в банк, поиграть русские народные песни. Пришлось отказаться, из-за большой занятости.
- В 2010 году вас признали «Лучшим гусляром России». С высоты своего звания, как вам кажется, почему гусли непопулярны и исполнителей довольно мало?
Кстати, образ «Лучший гусляр» создали журналисты, с чем я не совсем согласен. Что касается игры на гуслях. Это сложный инструмент, как я уже упоминал. Он выступает как средство обобщения — поэта, композитора и исполнителя в одном лице. Многие исполнители на гуслях, к сожалению, не могут сочетать в себе всё это, поэтому и остаются исполнителями, а не гуслярами.
- Вы считаете, что народная традиция гуслярства существует до сих пор?
Безусловно, она есть. Народный фольклор существовал и существует. Но, его не видят люди, в средствах массовой информации фольклор практически не представлен. На том же телевидении предпочитают показывать классическое, академическое народное исполнение, к которому отчасти принадлежу и я.
- Расскажите про свой инструмент.
Эти гусли прошли через многие испытания. Приобрёл их я в 80-е годы. Они звучат правильно. Как-то на выступлении в Санкт-Петербурге, под струны инструмента залетела большая, разноцветная муха, которую сидела на нем, пока я не отыграл песню. Видимо, уж очень ей понравился звук! Это очень "охотливый" инструмент. Гусли привыкают к одной руке, но посторонний человек, прикоснувшись к инструменту может надолго отбить охоту гуслям звучать по-старому. Поэтому я внимательно слежу за гуслями, а они долго служат мне верой и правдой.
- Волнуетесь ли перед выступлением?
Конечно! И перед выходом, и во время исполнения, вплоть до последнего аккорда. Ведь, это большая ответственность. Открою небольшой секрет — все певцы волнуются только за слова. Музыкальная память у нас развита лучше, чем речевая.
- Просили ли вас исполнить на гуслях, какую-нибудь современную песню?
Сразу оговорюсь, что на гуслях очень затруднительно исполнить сложные композиции. Звучание всё-равно будет «народным», и это будет выглядеть пародийно. Ну как на балалайке сыграть первый концерт Чайковского?
Многие пытаются играть на гуслях эстрадную музыку. Но, как бы она не была интересна, быть эстрадным инструмент не может.
- А есть ли у вас в музыке кумиры?
Безусловно. Очень нравятся исполнители-«народники». Но, не знаменитый Фёдор Шаляпин - популяризатор русской народной песни. Он превратил её в шоу. А такие, как величайший исполнитель русских народных песен Иван Ребров или например, Людмила Зыкина — в ней сочеталось всё самое лучшее от народной песни. Из более современных певиц Надежда Крыгина, знаменитая исполнительница в этом жанре и народный артист России Василий Овсянников. Из эстрадных, может быть Иосиф Кобзон, Лев Лещенко. Молодых певцов даже обсуждать ещё рано. Есть таланты, но совершенство может прийти только с годами.
- Выросла ли за последние годы популярность обществе на народного искусства?
Да, сейчас интерес и внимание к народному творчеству возрастает. После определённого возраста люди начинают интересоваться этим жанром. Сами посудите, выпуск народных исполнителей из музыкальных учебных заведений с каждым годом всё растёт и растёт.
- Есть ли ученики у вас, те, кому вы бы хотели передать своё умение?
Пока, нет. Я сам до сих пор и в прямом, и переносном смысле учусь.
- Расскажите про свои творческие планы.
Планы уже становятся чередой обыкновения. Артистическая работа похожа на работу пожарников — удовлетворяем потребность людей в народном исполнении. Мы никогда не выступаем под фонограмму, кроме зимних площадок. А мои личные планы теперь просто работать. Конечно, хочется добиться больше, но в последнее время приходится оглядываться на здоровье. Вспоминаю слова отца, который на вопрос «Как стать Героем СССР?», что это звание дают только посмертно, а за звание Героя соц.труда нужно вскопать вручную гектар земли. Вот сейчас мне кажется, что я уже второй гектар заканчиваю! А если серьёзно, буду стараться писать музыку и стихи и радовать своих слушателей и зрителей. Моё жизненное кредо — для того чтобы кем-то стать, надо что-то сделать.