Самарский писатель-бомж: Когда это произошло, друзья перестали меня узнавать
Самарец Юрий Казаков раньше работал режиссером на телевидении, вел на нескольких каналах передачи. Он был знаком со знаменитыми людьми, актерами, режиссерами и политиками. Но однажды его жена умерла, началась депрессия, и Юрий Казаков оказался на улице.
Ночлежки и больницы подтолкнули его к творческой деятельности. Он уже выпустил несколько книг. Сейчас писатель живет в одной из городских больниц. Корреспондент навестил Юрия Казакова и поговорил с ним о литературе и жизни в целом.
Никто меня не выгонял, в общем-то. Суть в том, что я жил с женщиной 10 лет на улице Агибалова, был не прописан в квартире. Мне это было не нужно. У меня была своя квартира на Аэродромной, которая простаивала в течение 5 лет. Потом мне нужно было идти на выборы в Городскую думу, нужны были деньги, поэтому я продал свою квартиру. Сделал ремонт в «хрущевке». И в это время у меня умерла Марина. Начался стресс. Что значат эти 10 лет? Мне было плевать на все, настолько я выбился из колеи. В совете ветеранов железнодорожного района был человек, который мне помог. Он привел меня к людям, которые занимались йогой. Начал работать. Я был посредником в администрации, занимался вещами, которые не стоит афишировать. Получал за это деньги. Но потом пришел Виктор Александрович Тархов. Наш разговор ни к чему не привел.
Получилось как? С выборами я пролетел, потому что Марина умерла. Я был не прописан. Остался ни с чем. Когда ее похоронили, меня попросили съехать. Марина просила, чтобы я женился на ней, а я все раздумывал. Дораздумывался. Ее дочь заселилась. Документы все остались в квартире. Я во время не подал документы. Потом непонятно где и как. В итоге обратился в отдел соцзащиты, в социальную гостиницу на улице Крайней.
Я занимался журналистикой в «Волжской заре» и «Комсомольце». Я когда-то учился в школе молодых журналистов при Доме печати. Я еще был сопляком, когда меня взяли работать в газету. Я мало, что понимал и влез в газетное дело. Началось мое увлечение журналистикой. И когда я «пролетел» с выборами, денег не было, я растерялся. Когда я уже был соцгостинице, то сказал себе: «Зачем спиваться? Покупать фанфурики, как это делает большинство?»
"Я не на помойке пока. Фанфурики я пить не буду"
Если брать социальный приют в Запанском, то там все умники считают так: «Лупану фанфурик, и жизнь идет!» Это дешево и сердито. Все нажираются, а потом никто не видит перспективы, ничего не хочет. Они считают, что если получили пенсию, то больше ничего не надо. Здесь живут такие же. Я подумал про себя: «Я не на помойке пока. Фанфурики я пить не буду» Я знаю одно – я занимался публицистикой, а книги я никогда не писал. Если бы не эта ситуация, то я не начал бы писать книгу. С одной стороны это здорово – я вроде книги пишу, а с другой стороны, если бы я женился и жил вольготной жизнью, то книг бы не было. Я здесь уже 3,5 года. Благодарю министра здравоохранения, который помог мне продержаться в этой больнице. Скоро я съеду. Пора писать в нормальных условиях. Газета «Волжская коммуна» помогает мне печатать материалы на компьютере. Потом я издаю книги в малых тиражах, потому что денег нет. Обычно тираж 80-100 экземпляров.
В прошлом году меня приняли в региональное отделение Всероссийского союза профессиональных литераторов. Есть Союз писателей, который, грубо говоря, сдох! Надо было обновлять все, создать другую живую организацию профессиональных литераторов, чтобы в это поверили люди. Мы собираемся раз в квартал и определяем стоящие вещи. Мы судьи для самих себя.
"Я вспомнил, что занимался журналистикой и решил восстановить контакты с депутатами"
Когда были деньги в 2010 году, я написал пробный вариант книги. «Изданное» - это мои актерские дела. Истории про тех, с кем я был знаком. (Листает страницы) Это Олег Янковский, это Витя Косых, это программа, которую мне подарил отец Андрея Миронова, это Арканов, которого я хорошо знаю. Это только часть всего. Когда я написал эту штуковину - пробный вариант, я отдал книгу толковым людям: «Скажите ребята, говно это или не говно?» Мне ответили: «Нет, не говно» Я про это забыл. Когда мне стало хреново в гостиницах, откуда я должен каждый день уходить днем, я вспомнил, что занимался журналистикой и решил восстановить контакты с депутатами. У меня установились кое-какие отношения. Люди стали мне верить.
Я написал первую книжку о ночлежке. Вспомнил Луку из произведения Горького «На дне». Ночлежки еще были при царе. Я вспомнил это и сравнил с нашим временем. Я посчитал, что большие книги сейчас никто не читает, поэтому она вышла на 80 страницах. Весь тираж разошелся. На обложке была протянутая ладонь. Если взять многие классические произведения, например, Мусоргского – там есть фраза «Подай копеечку». Либо ты подаешь деньги, либо нет. Можно понимать это по-разному. Предисловие к книге написал Князев.
Ко второй книге предисловие написал Михаил Матвеев. Я вам ее дарю. Здесь описана больница, есть размышления о человеческой душе. Старость обретает интеллектуальное развитие. Старость это образ. Она с тобой разговаривает, но ее не видно. Главным персонажем является один бывший «мент», хотя «ментам» не верят, и Геннадий Гридасов, который попадает в эту больницу.
"Он сказал, что фильм снять можно"
Третья книга «Взгляд из поезда. История, которой не было» посвящена Сталину. Я написал ее за четыре месяца. Она оказалась лучше, чем все остальные. Я отдал ее почитать генеральному директору Самарского академического театра Вячеславу Гвоздкову. Он сказал, что поедет на дачу и обязательно почитает. Неделю назад он позвонил сам и сказал: «Знаешь, я прочитал книгу залпом за 2 часа. Она оказалась отличной! Я посоветуюсь с напарниками. Может, для театра она слабовата, для кино годится» Он сказал, что фильм снять можно. Мы наладили отношения. Эта книга поспособствовала.
У меня нет никого. Отец и мать умерли. От предыдущего брака (а у меня их было три!) есть ребенок – дочка. Ей уже 23 года. Она со мной общается, а сын нет. Я их бросил давно. Дочь ко мне приезжает. У меня есть свое самолюбие. Я не хочу, чтобы она находилась в этой больнице. Многие любят так, а я нет. Я с ней так договорился: как только решится вопрос с жильем, она будет у меня постоянно бывать. Это не потому, что я о себе высокого мнения, хотя каждый должен для себя что-то значить, у меня есть на это право. Я пишу книги. А остальные что делают? Бухают? Вся жизнь у них в этом заключается. Я выпивал неделю, но потом я взял себя в руки. Наверное, я чего-то стою.
Приходилось ночевать на улице?
Такого не было. Бывало, выгоняли днем, когда находишься в соцгостинице. Там говорят так: «До пяти часов будь, где хочешь» И не важно, зима на улице или лето.
Как изменилось отношение?
У меня был определенный круг друзей, но когда все это произошло со мной, они перестали меня узнавать. Мне пришлось начинать все заново. Верить сейчас кому-то очень сложно. Друзей у человека должно быть мало, приятели могут быть.
Какие планы на проживание?
Пока этот вопрос открытый. В этом месяце я планирую переехать. Всех я уже здесь достал (Смеется). Хочу отсюда исчезнуть, создать свой компьютерный кабинет, где я смогу сам печатать книги. Эти люди меня уважают, хорошо относятся, но я хочу сам постигнуть необходимые навыки.
Творческие планы?
Если у вас будет желание, приходите в библиотеку имени Крупской на улице Маяковского. Библиотека предоставляет нам свою площадку для того, чтобы мы проводили беседы со студентами и школьниками на тему литературы. Там будут известные люди. Я бывал у Николая Ивановича Меркушкина – это сложная история. Я полгода бьюсь, пытаюсь объяснить, что литература это основа всего, но бесполезно. Сейчас хотя бы говорят «Да, да, да…», а раньше вообще никак. Возможно, какие-то сдвиги будут. В школах тоже сейчас нет никакой программы, полный бардак.
"Смерть обладает силой продлевать жизнь человеку, но только тому, кто имеет талант"
Четвертая книга называется «Ветер с колючками». Непознаваема для человека сама старость и сам процесс смерти. Все выражают это через свои психологические взгляды. Это увлекательная беседа автора со смертью, неожиданно заглянувшей в его квартиру. Зарисовки о Самаре и Куйбышеве. Я начинаю вспоминать, каким я был журналистом. Смерть рассказывает о своих взглядах. У смерти есть помощники, которые могут перемещаться во времени. Смерть обладает силой продлевать жизнь человеку, но только тому, кто имеет талант. Она говорит: «В Самаре я давно, но не вижу пока талантов. Где они?»
Почему ветер с колючками? Колючка прилипает к коже, ее трудно оторвать, потому что жизнь стала настолько паскудная, настолько человек измельчал. Природа это увидела. Заметили, какая сейчас погода неадекватная? Раньше такого не было. Трудно понять, почему мы потеряли значение слова «люди». Чтобы ими стать, необходимо время. Мы умели только все разрушать, а создавать ничего не могли.
Как известные люди относятся к тому, что их фамилии есть в вашей книге?
Секунду. Маленькая деталь – если я критикую, если я оскорбляю, но в книгах этого нет. Ко мне нет претензий. В нескольких случаях я изменил фамилии. Был гастроэнтеролог, тупой до ужаса. В книге есть вывод.
"Простая вещь – надо себя уважать"
Что вы могли бы посоветовать людям, попавшим в сложную ситуацию?
Простая вещь – надо себя уважать. Надо постараться понять, что ты значишь. Надо что-то делать, а не просто сидеть, спать под кустами, или калымить на это дело (щелкает по шее). Любая история не имеет четких границ, есть факты, а дальше ты сам думаешь. Каждый должен думать о продлении истории. Человек должен мыслить.