Самарский скульптор Степан Карслян о "Рыбке", графе Толстом и болезни искусства
- В вашей мастерской большое количество работ. А считали ли вы, сколько их?
Никогда не считал. В мастерской много вещей сделанных для себя. И те работы и эскизы, которые особенно мне нравятся.
- Вы начали сравнительно давно творить. Расскажите про вашу первую работу?
Я начал работать с 1979 года. Самая моя первая работа участвовала в выставке в Киеве. И, несмотря на то, что это были брежневские времена, скульптура неидеологична. Женская красота и ничего больше.
- Скажите, а когда вам было комфортнее работать - в советское время или сейчас?
В СССР при работе над скульптурой для города, всегда собирался так называемый «худсовет». Их много ругали, в последующем, но я хочу обратить внимание на то, что в такие советы входили профессионалы. И они, на высоком художественном уровне оценивали работы и не пропускали то, что может испортить облик города. А что сейчас? Улицы уродуют совершенно непрофессиональными и художественно неполноценными скульптурами, в которых даже не выдерживаются элементарные пропорции.
- Но ведь любой автор имеет право на своё творческое виденье...
Автор, если он действительно художник, не должен находить отговорки. Существуют понятия «форма», «конструкция», «пропорция». Искусство не может быть уродливым. Разве не так?
- А как быть с современным искусством?
Всякое искусство должно быть, прежде всего, убедительным. Диспропорция допустима, но она не должна в одной и той же скульптуре смешиваться с реалистичными формами. Такие вещи нельзя допускать, особенно профессионалам. Искусство посредственность не любит!
- Есть ли современное искусство в нашем городе?
В Самаре, в общем-то, и нет современного искусства. Те художники, что работали в Самаре 20 лет назад, точно так же работают и сейчас. Проскальзывают современные формы, но не более того.
- Какую роль играет скульптура? Наверное, она не только декоративное украшение.
Конечно. Скульптура - один из важнейших видов искусства. И, главное, она чрезвычайна доступна любому человеку. Проще говоря, памятник или другое изваяние вы можете видеть каждый день, просто идя по улице.
- Есть ли у вас работа, особенно вами любимая?
Пожалуй, да. Например, «Буратино», установленный у музея-усадьбы Алексея Толстого. Между прочим, эта работа получила всероссийское признание, получив премию «Звёздный мост» в Москве.
- А неудачная скульптура, по вашему мнению?
Среди реализованных таких нет. А вот неудачные эскизы я просто уничтожаю. Безо всякого сожаления.
- В вашей мастерской на самом видном месте установлена «Рыбка», готовая скульптура которой установлена в этом году на улице Челюскинцев. Однако, не все горожане считают, что она представляет художественную ценность.
Я не соглашусь с подобным мнением. Самара стоит на великой реке. И «рыбка» - это символ благополучия и экологичности для речного города.
- Достаточно ли в Самаре арт-объектов и памятников, по вашему мнению?
Нет, не достаточно. Только в последние годы ситуация стала изменяться к лучшему. И не последнюю роль в этом играет депутат Госдумы Александр Хинштейн. Благодаря его инициативам, открываются памятники, появляются арт-объекты.
Но, по моему личному мнению, устанавливать памятники киногероям, которые заполнили улицы Самары, не стоит.
- Если сравнивать наш город с другими российскими мегаполисами, мы выделяемся количеством и качеством скульптурных композиций?
К сожалению, Самара выглядит очень бледно в сравнении с другими городами. Но, есть надежда, что с каждым годом скульптур будет всё больше и больше. Каждая из них тянет за собой благоустройство города и расширяет «культурное тело» города.
- А каких скульптур не хватает Самаре?
Декоративных и исторических. Особенно, не хватает вторых. Например, в городе есть скульптура «Буратино», а памятника графу Толстому нет. А почему? Ведь этот выдающийся писатель жил в Самаре, создавал замечательные книги, в том числе и детские. Проект такого памятника уже давно создан мной, но пока дальше обещаний установить его дело не идёт.
- У нас сложилась тенденция — устанавливать скульптуры исключительно в центре города. Правильно ли это?
Это сложный вопрос. Нужно понимать, что устанавливать скульптуру у барака нельзя. Сначала среда и только потом декоративные элементы. Но, есть и благоустроенные общественные места, которые почему-то обделены вниманием. Вот там нужно ставить арт-объекты. И, разумеется, горожане достойны видеть их не только в центре.
- Как создаётся скульптура?
Сначала скульптор начинает «думать на бумаге», иными словами, делает наброски. Потом идут эскизы, создаётся небольшая рабочая модель. На последнем этапе создаются полномасштабные модели.
- Вы занимаетесь изготовлением скульптур для частных лиц. Насколько эта работа отличается от заказов для общественных пространств?
Есть большая разница, в плоскости отношений между заказчиком и скульптором. Город никогда не станет давить на художника и навязывать субъективное виденье. Ему доверяют. А в работе с частным лицом всё наоборот. Иногда, заказчик даже портит готовую скульптуру, своими «улучшениями».
- Ваши творческие планы?
В Чапаевске установят трёхметровую скульптуру у Здания Искусств летом 2015 года.
А вот этих львы для Сызрани, там они появятся в мае.
Когда что-то меня волнует, я начинаю думать, приходят в голову композиции, формы детали. Даже ночью не сплю. И стараюсь создать новое. Честно говоря, считаю, что творчество это болезнь. Пока художник не сделает задуманное ему физически и морально плохо. Облегчение приходит только с осуществлённым проектом.