Самарский тренер по ораторскому мастерству: в России любят вслушиваться в речь

- Как вы пришли к профессии тренера по ораторскому искусству?
- Всё началось ещё со школы — участвовал во всех мероприятиях. Это плавно перешло и на институт. Кстати, по образованию я инженер. А в 20 лет мой друг посоветовал съездить в Москву и пройти курсы ораторского мастерства. Я подумал, почему бы и нет? Обучился, вернулся в Самару и у меня, что называется, дело пошло. Теперь, это моя профессия, которой я живу.

- Были ли у вас в жизни ситуации, когда данное мастерство вам сильно помогало?
- Сложный вопрос, потому что ораторство так вошло в мою жизнь, что я его уже и не отделяю от неё. Волей-не волей, я использую его каждый день. Не могу припомнить и критических ситуаций, где меня это выручало. Некое управление своим эмоциональным фоном, которое приходит вместе с ораторством, позволяет вообще избегать их.

- Есть мнение, что с ораторским искусством нужно родиться, а обучить ему невозможно. Правда ли это?
- Я бы сказал так — ораторами не рождаются, а становятся. Много зависит от базы, с которой человек начинает развитие ораторства. Кто-то имеет практику публичных выступлений. Есть те, кто практически и не выступал. Однозначно, этот навык тренируется.

- Что такое ораторское искусство? Как его можно определить?
- Умение выступать перед публикой. Причём публика начинается от 1 человека. Ну, и добиваться поставленных целей, с помощью этого.

- Для чего простому самарцу ораторское искусство?
- Если у человека есть потребность публичного выступления. Развитие ораторского искусства позволяет снять страх перед такими выступлениями. Сейчас это очень актуальная тема для самых разных слоёв нашего общества.

- Кто чаще всего берёт у вас уроки?
- Профессиональная сфера тех, кто берёт уроки совершенно разные. А вообще — от школьников до активных пенсионеров. В основном, средний класс — начальники, бизнесмены. Много продажников. На тренинги по ораторскому мастерству приходят люди, которые понимают, зачем им это нужно.

- Поможет ли развитие ораторского мастерства, скажем, избавиться от комплексов?
- Смотря от каких. От страха высоты оно вряд ли поможет. А вот распространенный сейчас страх публичных выступлений можно значительно снизить.

- Оратор, чаще всего, вступает в спор, пытается убедить. Есть ли правило грамотного ведения спора и победы в нём?
- Да, многие приходят за тем, чтобы научиться убеждать. Важное правило — если убеждаешь в чем то людей, то ты сам должен верить в то, что говоришь. Если тело и голос говорят об обратном — всё бесполезно. Например, тяжело родить в аудитории эмоцию интереса, если выступающий блёкло говорит и без эмоций.

- Года 3 назад была модна тема НЛП. И главной мыслью там было — научиться манипулировать окружающими. Скажите, с помощью ораторского мастерства можно управлять оппонентом? Если да, то честно ли это по отношению к нему?
- Хороший вопрос. Да, с помощью этого навыка можно манипулировать. Мы часто разбираем на тренингах цели публичного выступления. И всегда затрагиваем моральный аспект этого умения. Образно говоря, это оружие, которым можно защитить или напасть. Так что, это этический выбор каждого конкретного человека.

- Одинаковы ли ораторские принципы для всех языков, есть ли специфика в русском?
- Вспоминается международный форум в этом году, где присутствовала делегация из Китая. Для них я проводил тренинг по ораторскому мастерству, со мной работал синхронный переводчик. Могу сказать, что китайцы так же, как и русскоязычная аудитория, воспринимали тренинг. А в Москве, например, на подобных тренингах, есть англоязычные курсы. Хотя, конечно есть ментальные различия. Скажем, в американской традиции оратор должен быть очень эмоциональным. У нас такая высокая энергетика людьми воспринимается, как что-то отрицательное. В России любят вслушиваться в речь, в её содержание.

- Что за техники вы используете?
- Это тренинг. Состоит на 90% из практики. Люди здесь и сейчас начинают применять навыки, полученные в теории. Еще есть «обратная связь» - критика, с разбором сильных и слабых сторон каждого выступления. За счёт этого сочетания рост мастерства идёт очень быстро.

- Должен ли оратор следить за своими позой, дыханием?
- Поза и голос сильно влияет на восприятие аудиторией. В начале, когда оратор не знаком публике, то вас встречают по «одёжке» - поза, жесты и голос. А вот уже потом, люди начинают воспринимать вашу речь на смысловом уровне.

- Нужно ли работать с дикцией оратору?
- Дикция один из элементов голосо-речевого комплекса. Она очень важна для оратора, его инструмент. Над ней можно работать с помощь произнесения различных буквосочетаний. Задания взяты из практики подготовки телеведущих. Используйте скороговорки , но не совсем обычно — зажмите ручку или палец во рту и произнесите её несколько раз. После этого, вам будет намного проще, без препятствия во рту, произнести эту скороговорку.

- Должен ли оратор подстраиваться под аудиторию?
- Разумеется, соответствовать нужно. В одном случае — в строгом деловом костюме, минимально используя жесты и эмоциональную составляющую. А в другом, например с молодёжной аудиторией, можно выступать в шортах, активно жестикулируя и громко разговаривая. Оратор должен иметь представления, перед кем он выступает и максимально настраиваться на конкретный случай.

- Как победить нервозность перед важной речью или встречей?

- Человеческая физиология приходит на помощь в этой ситуации. Напряжение растёт с количеством адреналина в крови. В древние времена его повышение помогало людям - победить зверя на охоте или переплыть реку. Сейчас, чрезмерное напряжение перед чем-то важным только мешает человеку. А сбросить его легко - нагрузите себя физически непосредственно перед речью. И сами увидете, как уйдёт напряжение.

СОВЕТ: зажмите ручку или палец во рту и произнесите скороговорку несколько раз. После этого, вам будет намного проще, без препятствия во рту, произнести её. Данное упражнение развивает дикцию.

- Можно создать шаблоны, по которым будет уже легко выступать?
- Очень нежелательно. Часто приходят продажники, у которых есть определенная модель общения. В ней они хороши, а вот перед другими аудиториями они абсолютно беспомощны. Всё-таки, ораторское мастерство, это творческий процесс. Шаблонность приводит к провалам.



- Получается, это очень полезный навык, ораторское мастерство?
- Безусловно. И за рубежом активно его используют и в образовании. Выпускник британского университета имеет опыт порядка 200 публичных выступлений. Наш же — 2-3 за пять лет обучения. Конечно, для меня, как для тренера эта ситуация выгодна. Люди приходят и платят деньги за курсы. Но вот для общества такая ситуация, с отсутствие такого навыка в широких слоях — настоящая беда.