Велосипедист-путешественник: В Китае отсутствует культура воспитания вообще
На днях в Самару приехал Алексей Мыльников, который почти 800 дней путешествует по миру на велосипеде. Он побывал в 13 странах и преодолел более 30000 километров.
23 мая 2014 года он отправился на велосипеде из родного Нижнего Новгорода до Владивостока. Добравшись в ноябре до намеченной цели, Алексей решил не останавливаться и продолжить путь. Так, 25 ноября 2014 года паром доставил его к берегам Кореи, откуда началась его международная часть велопутешествия.
Он не строит планов и не знает, когда попадет домой. Единственным источником его доходов является квартира, сдаваемая в Нижнем Новгороде.
Это не первое путешествие Алексея, но обычно поездки ограничивались сроком отпуска, то есть от двух недель до одного месяца.
ProGorodSamara.ru пообщался с Алексеем и узнал, где самые гостеприимные люди, можно ли заработать в поездке и что необходимо взять с собой.
- Как вы ищете жилье в незнакомом городе?
Есть такая социальная сеть — Couchsurfing. Там и ищут себе жилье такие, так я. Один из главным принципов - ты не платишь деньги. Не страшно ли? Начнем с того, что я никогда никого не боюсь. Я доверяю всем априори. Бывают люди, которые могут обмануть, но я их чувствую.
- Бывало, что требовали что-то взамен?
В Монголии я останавливался у дедушки в юрте. Когда мы с ним встретились, он начал рассказывать, как он бедно живет, при этом я увидел у него плазму, роутер, планшет, ноутбук и машину. Он начал осторожно спрашивать, не требовал ли кто-нибудь у меня денег за жилье. Когда я ему рассказал, что такие люди - волонтеры, и Couchsurfing построен не на деньгах, он больше не заводил разговоров на эту тему.
- Вспомните какой-то интересный случай?
В Ханое я останавливался у японца-бисексуала. И он не то, чтобы стал ко мне явно приставать, но начал делать конкретные намеки. Когда я четко обозначил ему свою позицию, он просто на следующий день выставил мои вещи за дверь. Я останавливался у гея, у разных людей, но это, наверное, самый неординарный случай. Где и сколько жить, я решаю на месте, где-то останавливаюсь на один-два дня, в Китае жил почти 2 месяца, в Бангкоке - полтора.
- От чего это зависит?
Я никогда ничего не планирую. Моё местонахождение в каких-то странах зависит от визовых сроков. Я примерно представляю, сколько дней я потрачу на дорогу и уже исходя из этого решаю. Чаще всего это зависит от людей, на сколько они готовы меня принять, находим ли мы общий язык. Если поверхностно общаемся, то остановлюсь на тот срок, который указан в заявке — обычно один-два дня. В Бангкоке, к примеру, я планировал остаться на 5-7 дней, а в итоге задержался на полтора месяца. Мне даже пришлось выехать из страны, чтобы обновить визу. То есть, это никогда не предсказать.
- Где самые гостеприимные люди?
Чем больше я путешествую, тем лучше понимаю, что гостеприимность зависит не от национальности, а от самого человека. Не существует национальности для хорошего человека, они есть везде. Я могу сказать, где больше внимания ко мне, именно как к путешественнику, проявляли обычные люди. Это в Китае и Узбекистане, кто-то делал со мной селфи, другие давали покушать и попить. В Китае я вообще себя чувствовал белой вороной, особенно за пределами крупных городов. Китайцев очень много, и большинство из них никогда не видели белых людей. Они всю жизнь живут и ничего не видят, кроме телевизора, а по TV 90% контента — местный, они изолированы от мира. Я для них был каким-то инопланетянином с растительностью и бородой. Они просто подходили ко мне и начинали щупать. Они настолько непосредственны, что могли спокойно подойти и без разрешения потрогать. У них нет понятия личное пространство - это их своеобразная культура. Для меня, как человека европейской закалки, это дико. За несколько месяцев я так и не смог к этому привыкнуть.
- Почти все 800 дней вы передвигались только на велосипеде?
У меня были трансферы только там, где я физически не мог проехать Из Владивостока до Южной Кореи, а потом до Китая, я добирался на пароме. Поезд использовал из Пекина в Гуанчжоу по причине того, что буквально два дня оставалось до окончания визовых сроков. Последний мой трансфер был из Малайзии в Ташкент. Я понял, что хочу домой в отпуск, но не хотел сразу оказаться на родине, я хотел чувствовать каждый километр, как я домой попадаю. Поэтому решил проехать Узбекистан, Казахстан и оказаться в России. Самара - мой первый российский город на этом пути. Кстати, на билет на самолет до Ташкента я заработал собственными силами. Я сидел на центральной улице в Бангкоке и продавал истории. Я сделал постер с инфографикой, написал, сколько километров проехал, сколько длится мое путешествие и другие интересные факты. Рядом со мной стоял велосипед со всем снаряжением, и я был в таком виде, в каком путешествовал. Все желающие могли поддержать меня любой суммой. Так я заработал на билет, который стоил 26 000 рублей, и еще немного.
- А еще были возможности зарабатывать в поездке?
Когда я был в городе Гуанчжоу (Китай), то останавливался через Couchsurfing у одной девочки - владелицы маленькой кофе-студии. Однажды вечером мы решили с ней попробовать организовать что-то вроде ток-шоу: пригласить людей, которые согласятся послушать мои рассказы, зададут вопросы и при этом заплатят денег. Таким образом я провел четыре вечера: один в большом кафе, пришло человек 15, три других в маленьком, где собрались человек 5. Я рассказывал про какие-то технические вещи, про себя, свое путешествие и философию жизни, а оставшееся время отвечал на вопросы.
- Какой день из всей поездки вы можете назвать самым сложным?
Я скажу так - их ещё не было. Для меня самая сложность - это погодные условия, тогда ты начинаешь думать о возвращении домой, близких людях, становится плохо и одиноко. Когда идет непрекращающийся дождь, и одежда с обувью начинает гнить прямо на тебе, потому что нет возможности ее высушить. Из последних случаев могу вспомнить ураган в Узбекистане. Был очень сильный дождь и светопреставление на небе: гром, молния. У меня впервые даже двухслойная палатка стал промокать. Я до этого попадал в ураган - в Южной Корее. Я ночевал на берегу океана, поднялся безумный ветер, тогда я думал, что ничего сильнее не может быть, но оказалось - может. Я понял за 2 года, что моя фобия — это стихии, в частности, молния. В городе ты этого не ощущаешь, а когда находишься в открытом месте, вот тогда действительно становится жутко.
- А с велосипедом что-то случалось в дороге?
В основном, это мелкие проколы камеры, которые я устранял на месте. В Китае это происходило практически ежедневно. Я обычно еду по обочине, а там скапливается весь мусор, проволоки и т. п. Самая серьезная поломка произошла на подъезде к Самаре. У меня «полетел» подшипник, он просто стерся. Но я доехал до рынка, и мне всё сделали.
- А почему едете по обочине?
Я имею в виду ту обочину, которая является частью дороги - за сплошной линией. На российских дорогах обочины очень узкие, поэтому я создаю помехи водителям. Тоже и Самаре, тут вынуждают ездить по тротуарам. Но это не выход, я мешаю пешеходам, они мне, но иначе не получается.
- Какие еще проблемы есть в Самаре?
Я могу рассказать про плюсы, их больше оказалось. Как я понимаю, город готовится к чемпионату, поэтому многое из транспортной инфраструктуры сейчас оценке не поддается. Дороги пока средней паршивости. Набережная порадовала: очень красивая, Нижнему можно поучиться. Но Ленинградка очень уступает нашей Покровке - этакая пародия. В Нижнем чувствуется другая атмосфера, это очень молодёжная и тусовочная улица, там не сидят гопники на "кортах" и не пьют пиво. Там собирается креативная молодёжь, все время движуха какая-то, а здесь — тишина.
У меня есть еще одна история, связанная с Самарой. Когда я подъезжал к Хабаровску, у меня среди подписчиков обозначился человек. Он рассказал, что собирался ехать к девушке из Самары в Хабаровск, но не может этого сделать, так как находится под домашним арестом. Он попросил меня купить букет на 1000 рублей и подарить его девушке. Я пошел в цветочный магазин, объяснил ситуацию, чтобы мне сделали букет ровно на 1000 рублей, потом передал его девушке. Это очень интересный случай - нижегородец едет 5 месяцев в Хабаровск и покупает цветы, потому что его попросил мужчина из Самары. Деньги он мне перевел.
- Вы были в разных странах, чем отличается быт российского человека от других?
Когда я въехал в Азию, то столкнулся с тем, что у них нет горячей воды. Люди вообще без нее живут. Ставят бойлеры на крышу, это и есть их горячая вода. Там нет ванн, туалетов, ну то есть они выглядят иначе. Не привычный нам туалет, а дырка в полу. Мы живем с вами с удобствами и не ценим этого. Сейчас я даже не буду злиться, когда летом на две недели горячую воду отключают, у некоторых ее просто нет.
В Гонконге дефицит площади на человека, все дома очень узкие и высокие. Квартиры настолько маленькие. Я жил у парня, там была его кровать, тумбочка с телевизором, мой спальник и всё — ступить некуда было. А кухни? Они там так не готовят. Это особенность европейцев. Там не такого. Они едят на улицах, у них женщины не борщ варят по вечерам, а танцуют. Абсолютно другой быт, менталитет, привычки. Мужчины по вечерам часто сидят, общаются в кафе или подрабатывают тукерами (водителями такси на мотоцикле с коляской). В той же Камбодже если у мужчин есть транспортное средство, то они постоянно будут кого-то или что-то перевозить.
- А про поведение что скажете?
Если сравнивать Китай с Россией, то у первых отсутствует культура воспитания вообще. То есть мы к этому не привыкли, а для них это нормально. Все физиологические потребности они делают, не задумываясь. У них отсутствует культура вождения, у каждого на дороге свои правила, они могут ехать по «встречке», не пропускать. Но при этом за 7 месяцев я не видел ни одного ДТП. У них все какие-то конфликтные ситуации всегда решаются улыбками. А у нас не так. Первое впечатление о Самаре. Я выезжаю на кольцо с кругового движения на Южном шоссе. Я еду за автомобилями, теоретически на кольце я главный, обычно все автомобилисты уступают. А тут получилось так, что за мной никого не было, и мужчина справа решил проскочить. Начал сигналить мне, открыл окно и стал кричать на меня.
Вообще, в Поволжье много матерящихся людей. Я всегда обращаю внимание, как люди между собой коммуницируют. Ехал я у вас с Мехзавода в центр. Девушка передала за проезд, и ей не дали 2 рубля сдачи. Она сказала об этом водителю, но он не отреагировал. Спустя какое-то время она кричит: «Ты что, считать не умеешь?». Ни на «вы», ни нормальным тоном, а просто крикнула. А девушка с виду воспитанная, лет 25-30. Еще все в России ходят суровые — это тоже бросается в глаза. Все какие-то загруженные, а чем они загружены-то? Я раньше так тоже ходил, но после путешествия смотрю на всё глазами туриста.
- Что бы вы советовали взять с собой в такую поездку?
Все зависит от потребностей человека, это должно быть индивидуально. Я обязательно беру суперклей и скотч. Это две самые важные вещи. В путешествие приходит в негодность абсолютно все — начиная от одежды и заканчивая велосипедом. А клей и стоит недорого, и купить его можно везде.