Ремонт трещин и сколов литых дисков
Как правило, для удешевления, производители комплектуют выпускаемые автомашины стальными штампованными дисками (особенно это касается машин эконом класса). Эти комплектующие довольно скучны внешне, сравнительно легко поддаются коррозии, тяжелы, что ухудшает управляемость автомобиля, увеличивает расход горючего, ускоряет износ подвески.
Альтернативой им стали изделия из алюминиевых сплавов, обладающие хорошими антикоррозийными свойствами, легкие, имеющие большой срок службы и гораздо более разнообразный дизайн. Их установка на автомобиль оправдана, несмотря на более высокую стоимость, экономией на горючем, обеспечением плавности хода автомобиля, лучшей сохранностью ходовой части. Минусом считается относительная хрупкость, появление трещин и сколов при чрезмерных ударных нагрузках, при ремонтопригодности ниже, чем у штампованных стальных. Впрочем, при всех сложностях работы с их повреждениями, ремонт литых дисков сейчас хорошо отработан и в технологическом, и в организационном смысле, и не является действительной проблемой.
Литые колесные диски изготавливаются, в большинстве случаев, методом литья под низким давлением из сплавов алюминия с медью, кремнием, магнием, титаном цинком и марганцем в разных пропорциях. Самыми распространенными стали сплавы с включением кремния g-AlSi7 и g-AlSi10/11. Используется также авиационный алюминий «Авиаль» (соединение алюминий-магний-кремний с незначительными добавлениями марганца, хрома и меди).
Сложности ремонта
В ряде стран существуют ограничения на проведение ремонтных работ. Например, в Канаде, мастер, проводящий ремонт, обязан иметь опыт не менее 5 лет в этом виде услуг, все оборудование проходит проверку хотя бы раз в два года, все работы фиксируются в специальном журнале.
Сварка может проводиться только в среде защитного газа, чаще всего аргона. Мастер должен хорошо разбираться в нюансах материаловедения и уметь подобрать правильный режим сварочного аппарата, зависящий от состава сплава, так как для каждого его вида требуются свои присадки и скорость подачи электрода.
Сварные работы оптимально проводить с применением аппаратов автоматической или полуавтоматической подачей электродов типа TIG или MIG. Ремонт трещин и сколов автомобильного диска возможен только в определенных местах колеса (исключая ступицу и спицы).
Нюансы технологии
Началом начал является диагностика, на основании которой принимается решение о принципиальной возможности ремонта. После принятия решения о проведении работ, перед сваркой трещины или сколы разделывают, чтобы снять напряжение металла, убирают оксидную пленку с обрабатываемой поверхности и обезжиривают ее. Для устранения сколов подбирают заплаты из сплавов с аналогичным составом. Хороший мастер определяет состав по внешнему виду скола, цвету, но в общем случае должен быть паспорт изделия или маркировка с указанием ингредиентов. Электрод предварительно нагревают до 150 градусов, при этом он лучше разжигается, заплаты прихватываются с двух сторон, затем провариваются. Трещины провариваются с внутренней стороны так, чтобы валик расплава появился с наружной стороны.
Сама сварка проводится в среде аргона на аппарате при обратной полярности, электрод присоединяют к минусу. Газ в рабочую зону поступает через 10-15 секунд после розжига дуги, а прекращают его подавать через 10-12 секунд после окончания погашения дуги, чтобы шов схватился. Присадочную проволоку выбирают исходя из толщины металла в зоне сварки - она должна быть тоньше. Сварочный аппарат должен обеспечить плавное затухание дуги.
Завершение ремонтных работ
После сварки швы зачищаются, выравниваются и шлифуются до состояния «незаметности». Проводится балансировка, в случае обнаружения дисбаланса проводятся операции по его устранению.
Завершающая фаза представляет собой покраску элемента колеса порошковой краской или акриловыми эмалями. В настоящее время предпочтение отдается порошковым полимерным краскам, как более долговечным, обеспечивающим хорошую защиту от коррозии и физико-химических воздействий внешней среды. Диск «обувают» в резину и окончательно балансируют, в итоге колесо готово к употреблению.
Замечание
У любого такого ремонта есть ограничения. Чрезмерный нагрев поверхности может привести к изменению структуры материала, возникновению зон напряжения металла, увеличивая таким образом вероятность появления последующих трещин. Несоблюдение нюансов технологии ремонтных работ так же может привести к аварийной ситуации при эксплуатации колеса. Владельцу автомобиля важно решить нужно ли ремонтировать диск или лучше купит новый. В случае выбора первого варианта рекомендуется обратиться на станцию технического обслуживания, оснащенную современным сварочным оборудованием и имеющую в коллективе мастеров, имеющих соответствующую квалификацию.