Для нас было нормой, а теперь это сплошной вред: почему нельзя заставлять детей помогать в огороде и по дому
Блогер Татьяна ранее упоминала, что в детстве у неё приоритетом было учёба. При этом никому не приходилось заставлять её выполнять домашние дела, ведь взрослые полностью брали на себя заботы по дому. В своём новом посте Татьяна делится лайфхаком, как не утонуть в рутине домашних обязанностей и избежать конфликтов с близкими, сообщает mel.fm.
«Главное — еда и безопасность»
Я искренне благодарна маме за то, что она научила меня правильно расставлять приоритеты. Хотя мы никогда не обсуждали это открыто, я интуитивно осознавала, что действительно важно. Моим детям я сразу объяснила: «Главное правило — это безопасность и обеспечение питания». Мы учим их не прикасаться к электрическим розеткам и не бросать деревянные кубики в маму. Первое действие угрожает безопасности, а второе может оставить семью без ужина (если мама травмируется, она не сможет заработать и приготовить еду).
Я считаю важным не просто говорить о том, что маме больно, но и объяснять детям, что небезопасные действия по отношению к другим могут лишить их возможности удовлетворить свои основные потребности.
Мы часто слышим выражение «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», но редко задумываемся, как наши действия влияют на нашу собственную жизнь. Я стараюсь объяснять детям причинно-следственные связи на доступном им уровне: твои действия могут иметь последствия, которые коснутся и тебя.
Например, мой ребёнок размышляет так: «Если ветер унесёт мой стаканчик от мороженого из переполненной урны, это может привести к тому, что птичка застрянет в нём. Или ёжик. А может, мышь решит, что это мороженое, и попробует его, но погибнет, ведь такие животные не могут есть пластик. Если таких стаканчиков будет слишком много, все животные пострадают, а планете будет плохо». Здесь речь идёт не о судьбе стаканчика, а о том, что вместо фраз «неприлично мусорить» или «некрасиво оставлять мусор», ребёнок предлагает конкретные примеры причин и следствий.
Так же обстоит дело и с уборкой дома или выполнением уроков. Вы когда-нибудь задумывались о значимости этих дел с точки зрения приоритетов? Спойлер: еда и безопасность в этом контексте не учитываются, даже в долгосрочной перспективе.
Например, на полу лежит носок. Может ли это причинить кому-то вред или болезнь? В большинстве случаев — нет. Однако у нас есть кот, который может его попробовать. И тогда ему станет плохо. Если он проглотит носок, ему потребуется операция, что отнимет время и деньги. Это, в свою очередь, негативно повлияет на нашу безопасность и питание (в конце концов, денег станет меньше). И, конечно, кота жалко.
Поэтому мелкие текстильные вещи (носки, резинки для волос, нижнее бельё) должны всегда находиться под контролем — их следует убирать сразу. В то же время конструктор может оставаться на видном месте — кот его не интересует. А для некоторых наоборот, конструктор может представлять опасность, в то время как носок — нет.
БЛИЗОК К ЖИЗНЕННЫМ ПРИОРИТЕТАМ
Используя подход «безопасно/небезопасно», мы можем оценивать все аспекты нашей жизни:
Оставленная тарелка на столе представляет риск — она может разбиться. Если ты не пострадаешь, кто-то из членов семьи все равно может получить травму. Убрав её в раковину, ты минимизируешь риск.
Также иголка, оставленная в недошитых штанах, создает опасность. Если тебе нужно ненадолго отвлечься, лучше помести её в контейнер.
Незакрытые ножницы могут стать источником угрозы. Их можно не заметить, и они могут упасть со стола, что станет причиной травмы.
Что касается учёбы? Угрозы не поступить в вуз и стать дворником в современном мире звучат неуместно, когда действительно есть множество примеров успешного заработка без высшего образования. Важно обсудить последствия невыполнения домашних заданий и взглянуть на это с позиции причин и следствий, избегая навязывания личных страхов — просто проводя анализ. Это поможет ребенку уменьшить стресс из-за ожиданий.
«Если ты продолжишь учёбу, тебя ждут определенные преимущества; если нет — будут другие. Но ты не пропадёшь. Мы не создадим катастрофу, если у тебя будут проблемы с учёбой (вы же этого не сделаете?). Подумай, что действительно поможет удовлетворить твои основные потребности».
Когда уровень стресса снижается и исчезает тревога из-за неопределенности («а вдруг не поступлю — что тогда?»), информация воспринимается легче. Даже неприязненные домашние задания могут быть выполнены быстрее, если не с удовольствием, то хотя бы без лишнего напряжения. Мы, родители, являемся проводниками, имея больше опыта. Наша задача — честно рассказать о возможных путях.
ЭМОЦИИ БОЛЬШЕ ВАЖНЫ, ЧЕМ КАБАЧКИ
Следующий уровень после обеспечения безопасности и питания касается эмоций. Меня всегда смущает, когда члены семьи в выходные вместо общения занимаются генеральной уборкой. Каждый занят своими делами с тряпкой в углу.
Да, забота о саде и порядок в доме важны, но нужно искать баланс. К примеру, утро можно посвятить поливу растений (при этом не забывая о собственных потребностях) и устроить водную битву с близкими, а днём заняться сбором черешни и строительством шалаша, где часть урожая может быть съедена. А вот вечером лучше расслабиться и наслаждаться шашлыками и общением за столом. Даже если это замедлит общие дела в саду — разве это так важно? Они не должны быть в приоритете.
Если у старшего поколения появляются «кабачковые идеи», можно предложить, что ты поможешь, но на своих условиях или встретишься в нейтральном месте, чтобы избежать «атаки кабачками». Живое всегда важнее неживого. Что может произойти с кабачками? Они просто сгниют на грядке. А время, проведённое с родными, невозможно заменить ни кабачковой икрой, ни консервами.
С уборкой ситуация аналогична. Мне не так принципиально, насколько качественно и в каком объёме будет проведена уборка, а важно, будет ли она вообще выполнена. Если никто не рискует разлить что-то или споткнуться об игрушку, пусть всё остаётся на своих местах. Главное — чтобы дети могли получить нужное общение и взаимодействие с родителями.
Я выросла в непростые 90-е. Родители не могли уделять мне много времени. Выбор стоял между общением и наличием еды в холодильнике. Это научило меня делать приоритеты: когда людям не хватает сил после работы и забот, разумнее выбрать отдых, а не ещё одну смену «по дому». Иначе просто не выживешь.
Тем, кто не согласен с этим и придерживается стереотипов советского времени о стабильной жизни, становится сложно: они становятся раздражительными и выгорают, срываются на детях.
«ЕСТЬ НУЖДА В ПРИУЧЕНИИ!»
Я часто слышу подобные утверждения. Но «приученность» не даёт никаких гарантий. Например, случаи, когда дети полностью разрушают родительские шесть соток, — это не шутка, а реальная ситуация.