Покупки придётся вернуть: интернет-магазины переходят на новую схему работы - чем это обернётся для покупателей

Российская электронная коммерция продолжает акт...

Анастасия Карякина

Российская электронная коммерция продолжает активно развиваться. По мнению экспертов, в 2024 году её рост может составить до 40%. В настоящее время более 80% россиян пользуются различными маркетплейсами.

С увеличением популярности онлайн-покупок актуализируется необходимость регулирования маркетплейсов и других цифровых платформ. Законодательные инициативы в этой области начали разрабатываться лишь в последние годы, что оставляет некоторые проблемы без решения.

Долгое время оставался неясным правовой статус интернет-магазинов. Не было ясно, относятся ли они к цифровым платформам или традиционной розничной торговле. Товае непонимание создаёт сложности как для покупателей, например, затрудняя возврат своих некачественных товаров, так и для продавцов.

Для решения данной ситуации подготовлен новый законопроект о платформенной экономике. Его действие охватит маркетплейсы, сервисы частных объявлений, билетные операторы, агрегаторы такси и другие цифровые площадки.

«Полторы недели назад мы завершили доработку текста документа с Минэкономразвития, сейчас свою работу окончат органы, отвечающие за цифровое развитие, защиту прав потребителей и охрану труда», — отметил заместитель главы Минпромторга Роман Чекушов.

Законопроект фактически уравнивает ординарные и онлайн-магазины. Все товары, предложенные на маркетплейсах, должны будут проходить обязательную сертификацию и маркировку и будут включены в систему «Меркурий», что позволит покупателям проверить качество продукта.

Возврат товаров, купленных на маркетплейсах, будет происходить по новым правилам.

В настоящее время за некачественные товары деньги обязан возвращать продавец, что иногда затягивает процесс и может привести к судебным разбирательствам. С принятием нового законопроекта схема возврата не соответствующих стандартам товаров изменится.

«Ответственность за качество товаров на маркетплейсах будет лежать как на производителе, так и на продавце. Покупатель сможет вернуть товар «через канал приобретения», то есть через интернет-магазин. А маркетплейс, выплатив клиенту деньги, будет вправе возместить свои расходы у продавца,» — пояснил замглавы Минпромторга.

Ожидается, что законопроект об изменении правил работы маркетплейсов будет представлен в Государственной думе РФ до конца января 2025 года.