Директор ХК «ЦСК ВВС» Михаил Ничепуренко: У нас играл телохранитель Марио Лемье (146814)
- Сейчас у многих хоккейных и футбольных клубов стало принято прописывать целевые программы по развитию на 5-10 лет. У ЦСК ВВС есть какая-то программа развития?
- Я бы сказал так — у нас есть программа выживания. В 2010 наш клуб прекратило финансировать министерство обороны, с тех пор мы вроде как сами по себе. Нам помогают городские и областные власти, те спонсоры, которых мы находили. Дело в том, что с 1993 года у минобороны была спортивная штатная команда по хоккею с шайбой — ЦСК ВВС. То есть у нас был состав 28 игроков, плюс призыв в ряды вооруженных сил. Игроков собирали по всей стране. Было хорошее подспорье — армия давала квартиры, поэтому к нам ехали игроки из Казани, Омска. Контракты были небольшие, но квартиры прельщали многих. Мы и машины игрокам выбивали. До 2009 года только из тольяттинской «Лады» у нас через Самару прошло 170 игроков, а ведь были еще свои и из других игроков.
- Кому сейчас принадлежит клуб?
- В 1992 году самарский ХК ЦСК ВВС, чтобы получать деньги от области и города создал свое общество. Вот это общество сейчас финансирует областной бюджет и пул спонсоров, с которым нам помогли городские власти. Попутно клуб сам ищет спонсоров. Мы отправляем по 350-400 писем с предложениями. Понимаете, тут два момента. Для властей важны спортивные показатели. В городе хоккей все же востребован, болельщики на игры ходят. На каждой игре трибуны переполнены. Но надо выходить в ВХЛ, хотим мы этого или не хотим.
Но тут встает другой вопрос. В ВХЛ из-за ветхости и состояния нашего ледового дворца спорта нам выступать не разрешат. Нужна спортивная база, дворец спорта на 5-6 тысяч зрителей. Плюс для выступления в этой лиге клуб должен иметь бюджет порядка 150 млн. рублей. Из них 30 млн. пойдет на молодежную команду, 10 млн. в качестве взноса перед чемпионатом и около 100 млн. рублей на содержание и траты клуба. Цели выйти в ВХЛ есть, мы общлись по этому поводу с губернатором и министром спорта. Понимаете, бизнесмены будут охотнее вкладывать деньги в клуб, если у того есть своя база и арена. Со временем мы перебазируемся на каток рядом с МТЛ-ареной. Там уже начали строительство спортобъекта. А пока мы будем там выступать, на месте дворца спорта ЦСК ВВС построят новый ледовый комплекс. Мы уже видели облик будущего здания. Очень красиво.
- Были возможности продать клуб? Или ни один крупный предприниматель не выходил с таким предложением?
- Почему же? На нас выходили предприниматели и такие сделки обсуждались на уровне мэра города. Было 2 попытки купить ХК ЦСК ВВС, оба раза в прошлом году. Но все же, посовещавшись, мы решили оставить клуб в подчинении области и города. Кто хотел купить клуб? Это были местные структуры. Понимаете, все это весьма опасно. Некоторые клубы уже через это проходили. Вот, например, Волгобурмаш в расцвете своих сил финансировал женскую баскетбольную команду. Были успехи, был создан бренд клуба, а потом все это в одночасье пропало. Такие же дела были с женским футбольным клубом ЦСК ВВС, с командой хоккея на траве и хоккея с мячом. Сейчас мы создаем юридически новый клуб с президентом, директором, и попечительским советом. К 2014 году это будет реализовано.
- Представим ситуацию. Условная нефтяная компания хочет оказывать серьезную поддержку ЦСК ВВС, но ставит условие — переименовать команду, допустим, в ХК "Нефть". Вы бы пошли на переименование клуба?
- Не я один решаю такие вопросы, поэтому ответить сложно. Лично я считаю, ЦСК ВВС — это собственный интересный бренд, которому уже без малого 20 лет. Армейская спортшкола дала стране таких спортсменов как Алексей Немов, Светлана Ишмуратова или Светлана Хоркина. Не стоит забывать, что самарский хоккейный клуб дважды становился чемпионом России. Пусть это ни у кого не вызывает ухмылку. В сезонах 1992-1993 и 1993-1994 мы занимали первое место. Мы были настоящим монстром, нас боялись другие клубы! Московское «Динамо» тогда выигрывало титул, но это была объединенная лига. Тогда, кстати, у нас с ними был матч за право играть в европейском кубке чемпионов. Мы проиграли, но выиграй мы тогда — многое могло сложиться иначе. Да, можно поменять название и начать с чистого листа. Но есть ли смысл? Ведь ЦСК ВВС — это гордое название.
- Многие не помнят или не застали времена, когда самарский хоккейный клуб играл в высшей лиге. Опишите те времена, чтобы стало понятно.
- В Самаре вокруг хоккея был невероятный ажиотаж. Там, где сейчас находится Макдональдс уже спрашивали в толпе лишний билетик. В самом дворец спорта в проходах не было мест, а среди зрителей было много детей. Еще у нас было интересное сотрудничество с пивной компанией. Сейчас, к сожалению, такое спонсорство невозможно из-за федерального закона о рекламе. Кто-то вспомнит огромную ростовую куклу — крокодила Гену, который развлекал публику. Кстати, мы собираемся пошить талисман команды. На нашем сайте активные болельщики могут выбрать талисман команды. Со 2 по 5 сентября, когда в Самаре пройдет хоккейный турнир, мы опробуем вариант с ростовой куклой. Так же у нас на трибунах выступают девушки из группы поддержки. Планируем увеличить количество девушек, к нам обращаются команды черлидерш. Еще в новом сезоне подготовим новую музыкальную программу, которая бы сочетала интересы игроков, тренерского штаба и болельщиков. Хотим создать атмосферу единения с трибунами
- Кто сейчас в клубе занимается селекцией? Как она проходит?
- Селекцией занимаются тренеры. В поисках игроков по стране уже давно никто не ездит, на беду или на счастье существуют агенты. Бывает, что продвигают игроков, которые еще ничего не стоят, но уже выдвигают завышенные требования. Разговариваешь с ним, а его интересует не место, где он будет играть, не график команды и задачи, а сколько мы будем ему платить. И это взгляды 19-20-летнего парня. И без агентов не обходится практически ни одной сделки, потому что они подписывают игроков уже с 14-летнего возраста. Даже у некоторых молодых самарских игроков из школы ЦСК ВВС уже есть агенты.
- Были случаи, когда игрок приезжал в команду, смотрел на условия и отказывался играть в Самаре?
- Да, такое случалось. В прошлом году из Ярославля и Москвы к нам приезжали пару игроков, которые выкидывали такие штуки. Приехал игрок с сумками с железнодорожного вокзала к нам во Дворец спорта. Походил-походил по дворцу спорта, не понравилось. Взял и уехал, никому ничего не сообщив. Хотя у нас с ним уже были договоренности. На следующий день звонит его агент и извиняется. Мол пока ехал к нам, родился новый вариант. Самое интересное, что через месяц он позвонил нам и попросился назад. У него не получилось закрепиться в той команде. Конечно, мы уже не будем общаться с таким игроком. Еще бывало, что мы уже заключали контракт, а игроки уезжали в другие клубы. Звонят мне и говорят, что им предложили в другом клубе зарплату в два раза больше.
- Сколько игроки зарабатывают в ЦСК ВВС? Я буду далек от истины, если назову сумму 40 тысяч рублей?
- Это — конфиденциальная информация. Но скажу так, есть группа людей, которая получает меньше названной суммы, есть те, кто получается столько, а есть незначительная группа игроков, которые получают чуть больше. Так же мы содействуем приезжим игрокам — снимаем квартиры либо предоставляем жилье на нашей базе в санатории «Янтарный».
- Не могу не спросить про экзотичных игроков. Вот в ЦСК ВВС играл канадец Стив Маккена. Для чего его приглашали?
- Мы его не приглашали, Маккена вышел на нас сам. Он же к тому времени был известным хоккеистом, поиграл в Австралии, Италии, в НХЛ. Играл в одной команде с Марио Лемье! Был по сути его телохранителем, тафгаем. В Россию он поехал за экзотикой, а не за деньгами. Сперва поиграл в «Ладе», а потом перешел к нам. Здесь он наелся экзотики, всей этой романтики. Играл у нас, пока не получил приглашение стать главным тренером хоккейного клуба в Италии. Мы без проблем его отпустили. Маккена был профессионалом, как в быту, так и в игре. Еще из экзотичных игроков он у нас был один итало-американец. Но он был только на сборах.
- Маккена, кстати, переезжал в Самару уже в возрасте 36 лет. А можно ли сейчас пригласить какого-нибудь известного, но возрастного игрока в Самару?
- Нереально. Все же начинается с денег, а в нашем клубе больших зарплат никогда не платили. Так было даже, когда ЦСК ВВС выступал в суперлиге. Это только Маккена ехал за ощущениями, а наши спортсмены хотят хороших условий. Квартиры, машина — да, давали. Вот, кстати, как-то был случай, в конце 90-х ЦСК ВВС обыграл московский «Спартак» и тогда наш спонсор подарил шестерым игрокам новенькие ВАЗ-21099.
- Денис Скатов в своем интервью рассказывал, что однажды самарских хоккеистов на одном из выездов закидали монетами. Расскажите вы самый необычный случай за свою работу в клубе.
- Да, бывает, что с трибун кидают монеты или зажигалки. Вот в Новочебоксарске какой-то чудак кинул с трибуны в нашу скамейку запасных трехлитровую банку с соком. Она летела прямо в игроков, но чудом удалось избежать травм. Санкций к местному клубу не было, в РХЛ не штрафуют, только предупреждают. У нас ведь тоже болельщики могут как-то всей трибуной нецензурно кричать про судью. Еще был интересный случай в конце 90-х. Команда должна была лететь в Череповец и при взлете на Кряжу у самолета сломалось шасси. Мы буквально поползли по полю, у судна сломалось крыло. Игроки еле выбрались из фюзеляжа. Летчики кричали — бросьте вы свою форму! Бегите! Вдруг все загорится. Получается, у команды второй день рождения случился.
- Сколько стоит экипировать одного игрока? Хоккеистам разрешено дарить свитера болельщикам?
- Если дарить за свой счет — пожалуйста. Но тогда игрок должен будет купить себе такой же игровой свитер со своим номером. У нас же все игровые майки регистрируются, их ограниченное количество. У каждого игрока по три комплекта. Экипировка хоккеиста — дело недешевое. Форма полевого игрока стоит порядка 55 тысяч рублей, вратаря — 120 тысяч рублей. Одних клюшек еще на сезон нужно порядка тысячи штук.
- Клуб как-то зарабатывает на продаже атрибутики, экипировки, билетах?
- Мы никогда не имели к билетной программе никакого отношения. Всю выручку забирал либо Дворец спорта, либо министерство обороны. В этом году мы будем оплачивать Дворцу спорта аренду помещений и забираем билетную программу себе. Предполагается продавать и абонементы. Будем разыгрывать бесплатные билеты. Что касается атрибутики, то в продаже она есть, но этим занимается фанатская группа. Одно время мы выпускали атрибутику, у нас был свой магазин, но это было не очень выгодно. По сути же на хоккей раньше ходили одни и те же люди, связанные с военными структурами. Просили подарить что-нибудь и так очень часто.
- Скоро клубу предстоит выступать в новом сезоне. Сколько игроков хотите заявить?
- Стандартно для выступлений нужно 28 полевых игроков и 3 вратаря. Из вратарей Кузьмин на контракте. Волкова подписали и переподписали Монетчикова. Пришли защитники: Шайхелисламов, Тихонов, Киселев, Пермяков, Картавых, Юрьев, Иванов, Миронов. Из нападения в команде Афанасьев, Швейкин, Чернов, Севастьянов, Марушев, Сафронов, Шиханов, Горбачев, Овчинников, Миронихин, Сухов и Ханов. Возможно, к нам присоединятся наши игроки, которые пробуют закрепиться в клубах ВХЛ. Еще 5 августа приедут двое нападающих из Чехии. Они примут участие в играх турнира. Ушли из команды Захарчух, Рябухин и Якушев.
- Можете уже сейчас озвучить какую-то цель на сезон?
- В прошлом году мы обожглись, заранее называя цели. Этим летом мы изменили программу подготовки к сезону, поменяв спарринг-партнеров. Теперь с нами сыграют боевые, взрослые команды. Мы сыграем с ними, проверим свои силы и к чемпионату будем знать свой потенциал. Поэтому мы будем разговаривать об этом с игроками перед чемпионатом. К тому же к тому времени должен быть сформирован попечительский совет клуба, который и должен поставить перед нами цель.