Ахмедов Джалал Видадиевич: в России тренд на образовательные онлайн-сервисы

Российские образовательные учреждения оказались не готовы к режиму самоизоляции, однако вырос спрос на услуги онлайн-образования. В связи с этим Минкомсвязь в середине мая внесло предложение по субсидированию таких сервисов в размере до 300 миллионов рублей в рамках программы «Цифровые технологии». Это связано с резким ростом количества учащихся и неготовности сервисов к быстрому масштабированию бизнеса.

— Часть онлайн-сервисов открыли бесплатные модули в образовательных треках. Например, Нетология, Coursera (Курсэра), Фоксфорд. Такие инициативы не всегда ведут к дальнейшим покупкам, в то же время количество желающих значительно выросло. Инициатива властей может помочь некоторым компаниям, однако сегодня важнее комплексный подход к кластеризации EdTech (ЭдТех), которые будет интегрирован в систему школьного и вузовского образования, включая и методологию инклюзивного образовательного процесса. Безусловно, речь не идёт о замещении очного образования онлайн-сервисами, однако стоит признать, что потребность в EdTech в России растёт для сегмента B2C. Рынок онлайн-образования в России в 2019 году оценили в 50 миллиардов рублей, прогнозируемый рост в 2020 году составит 20%. При этом данные TalentTech (ТалентТех) свидетельствуют о том, что темпы роста данного сегмента растут. Однако одной из ключевых проблем отрасли по-прежнему остаётся нехватка квалифицированных кадров и конкуренция между образовательными проектами. При этом ключевые тренды на рынке EdTech в России — формирование систем корпоративных университетов на предприятиях, выход крупных российских игроков на иностранные рынки, формирование образовательных систем в рамках крупных проектов российских IT-гигантов. В частности, проекты Яндекс.Школа, Яндекс.Лицей и Яндекс.Учебник. Растёт спрос на курсы по программированию и иным джиджитал-навыкам. Это вызвано изменением компетенций, которые ценятся на рынке труда. В связи с ростом сегмента e-commerce (е-коммерс) увеличивается необходимость в специалистах, которые занимаются AR, VR, MarTech (МарТех), AI, InsureTech (ИншуаТех), дизайн. Спрос на квалифицированных разработчиков, продюсеров курсов и преподавателей растёт, и количество заказов на реализацию проектов наподобие «Корпоративного университета» пропорционально увеличивается, — делится Джалал Видадиевич Ахмедов, IT-эксперт.