Клинический психолог Жанна Тачмамедова на конференции «Культурная и образовательная политика как основа суверенного государства» подчеркнула негативное влияние искусственного интеллекта (ИИ) на образовательный процесс и когнитивные способности студентов.
В своем докладе Тачмамедова привела результаты нескольких научных исследований:
В Университете штата Пенсильвания турецкие студенты показали неспособность справиться с экзаменами без помощи чат-бота GPT.
В Массачусетском технологическом институте студенты, использовавшие GPT для написания эссе, продемонстрировали снижение уровня самостоятельности и не смогли воспроизвести свои тексты через несколько минут.
Профессор Швейцарской бизнес-школы Майкл Герлих выявил уменьшение критического мышления у активных пользователей GPT.
По словам Тачмамедовой, использование ИИ снижает мотивацию учащихся, их способность к концентрации и применению знаний. Это, в свою очередь, ухудшает память и мыслительные процессы.
Она также отметила, что ИИ не способствует долгосрочному усвоению знаний, поскольку он предоставляет информацию быстро, но не помогает в её осмыслении и применении. По её мнению, знания — это не просто информация, а способность её осмысливать и использовать, что ИИ не может обеспечить.
Тачмамедова считает, что ИИ препятствует всестороннему развитию личности, так как учащиеся перестают самостоятельно решать задачи, особенно в школьном возрасте, когда формируются основные когнитивные функции. Она выступает против внедрения ИИ в школьное образование, считая это неприемлемым.