Весь июнь Самара стояла на ушах из-за предстоящей Груши. Да и я, честно говоря, тоже ждала фестиваль, чтобы вновь бродить по случайным палаточным городкам, петь культурные и не совсем песни под гитару. В честь юбилея запустили Грушинский экспресс, на котором я отправилась до поляны.
Захожу в электричку и сажусь к дамам незнакомым, но с виду очень веселым. Оказалось, что это самарские турагенты. И с одной из них - Еленой Пантелеевой - завязалась беседа. Случайная попутчица оказалась бывалым грушинцем.
- Ах, шарабан мой, американка, а я девчонка, я хулиганка, - запела Елена.
Попутчице экспресс понравился, особенно сцена. Вот только лавочки оказались жесткими и столы-гитары, через которые хрен пролезешь.
- Вспомнила лавки деревянные, на которых было очень жестко сидеть. Все выходили из электричек с плоскими попами. Еще вспомнилась моя первая Груша в 1986 году. Она уже была известной, народ сюда ездил. В воспоминаниях у меня остался этот народ, который как-то умудрялся вместе с огромными рюкзаками вталкиваться в электричку. А кто не помещался - в форточки запихивались с котелками и гитарами. Остальные пытались в двери. Как я помню, все были красные, потные, но не злые, потому что всем все равно надо было ехать. Поэтому приходилось подпихиваться. На каждой лавке сидело по 10 человек и сверху, и снизу, столов не было. На рюкзаках тоже люди. Вся эта куча в какой-то момент доставала еду, откуда-то чехлилась гитара, начинались песни. Весь вагон огромный пел какую-то известную песню. Вот такие у меня воспоминания, - смело завела беседу Елена.
Из личного архива Елены Пантелеевой
- В Каменную чашу тяжёлый подъём, но там очень классная акустика. Вся публика сидит внизу и всё слышит. Все исполнители лезли на скалу, вставали в грот и начинали петь. Микрофонов тогда не было. Груша проводилась в осенний период, примерно в конце сентября. И так каждый год приезжало всё больше и больше народу. Так фестиваль стал масштабным и известным. А вообще, пятидесятая Груша в Каменной Чаше была очень классная. Тогда приехали только самые корефаны. Причем взрослые участники пешком через перевалы шли до места. Я поразилась их физической готовности и преданности туризму. Такие классные и здоровые старики, ими можно гордиться.
Из личного архива Елены Пантелеевой
В вагоне стало шумно, зашелестели пакеты. Запасы полезли на столы.
- Как в той песне: "Из личной жизни услышишь тысячу историй, но поем сперва". Давай, Яночка!, - сказала Елена и плеснула что-то в мой кофе...
Ну ладно. Продолжаем болтать уже всем столом. Тут Елена достает контейнер с сыром, яйцами, огурчиками и рассказывает, как она работала в тольяттинской "Чайхане" на Груше в 1987 году.
Три самарских турагента и я за кадром
- Юрий Маслов, организатор тольяттинской "Чайханы" был невысокого роста, уже взрослый на тот момент. Ему очень шла тюбетейка, он реально был похож на настоящего узбека. И он приглашал девушек помогать. И у меня было одно лето, я очень четко помню 1987 год, тогда я работала у него в "гареме". Тоже ходила в тюбетейке и халатике. Почему я так запомнила этот год? В тот год на Грушу приехал безумно популярный коллектив "Лицедеи". Я жила тогда в гостином дворе, входила в оргкомитет. Я должна была обеспечивать быт этих замечательных людей. Они приехали после питерского фестиваля, который проходил на "Острове мудаков". Все были невыспавшиеся, на лице и волосах еще оставался грим. Как только они приехали - на фестивале сразу это разнеслось. И вот я вся такая звиздень рядом с артистами. Моя палатка стояла между Вишней и Никольским. И вот как-то я пришла в "гарем" и поняла, что я рыжая в тюбетейке, ну это же не вяжется. Тогда я пошла к жене Славы Полунина (советский и российский клоун, режиссёр, актёр, мим, народный артист РФ) Гале. Она дала мне черный парик с дыркой по центру, именно в нем она снималась в знаменитой сцене с уборщицами. Так я и пришла в "гарем". У меня даже осталось фото с Леонидом Сергеевым (советский и российский автор-исполнитель журналист), как он лежит, вокруг него девушки, кто-то протягивал ему пиалу, я лично вытаскивала у него вошек. Вот такие воспоминания.
Из личного архива Елены
Электричка прибывает на платформу имени Валерия Грушина. Обратно до Самары мы с Еленой ехали уже порознь.
Вот так встреча!, - скажу я вам. Хоть каждый день катайся на электричках, чтобы заводить такие крутые знакомства.
Обязательное фото на память, иначе вы решите, что я это всё выдумала
Поделиться своим мнением о материале вы можете в моем телеграм-канале Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара.