Девчонка-хулиганка из фестивальной электрички рассказала, как на самом деле надо ездить на Грушу: "По 10 человек и сверху, и снизу"

В Грушинском экспрессе со мной случилась неожиданное знакомство

Весь июнь Самара стояла на ушах из-за предстоящей Груши. Да и я, честно говоря, тоже ждала фестиваль, чтобы вновь бродить по случайным палаточным городкам, петь культурные и не совсем песни под гитару. В честь юбилея запустили Грушинский экспресс, на котором я отправилась до поляны.

Захожу в электричку и сажусь к дамам незнакомым, но с виду очень веселым. Оказалось, что это самарские турагенты. И с одной из них - Еленой Пантелеевой - завязалась беседа. Случайная попутчица оказалась бывалым грушинцем.

- Ах, шарабан мой, американка, а я девчонка, я хулиганка, - запела Елена.

Попутчице экспресс понравился, особенно сцена. Вот только лавочки оказались жесткими и столы-гитары, через которые хрен пролезешь.

- Вспомнила лавки деревянные, на которых было очень жестко сидеть. Все выходили из электричек с плоскими попами. Еще вспомнилась моя первая Груша в 1986 году. Она уже была известной, народ сюда ездил. В воспоминаниях у меня остался этот народ, который как-то умудрялся вместе с огромными рюкзаками вталкиваться в электричку. А кто не помещался - в форточки запихивались с котелками и гитарами. Остальные пытались в двери. Как я помню, все были красные, потные, но не злые, потому что всем все равно надо было ехать. Поэтому приходилось подпихиваться. На каждой лавке сидело по 10 человек и сверху, и снизу, столов не было. На рюкзаках тоже люди. Вся эта куча в какой-то момент доставала еду, откуда-то чехлилась гитара, начинались песни. Весь вагон огромный пел какую-то известную песню. Вот такие у меня воспоминания, - смело завела беседу Елена.


По словам Елены, туалет в электричке - "пять звезд"

Вот так встреча! То, что нужно для авторской колонки. Достаю свой термос и продолжаю слушать.

Как на самом деле прошел юбилей Груши

- Кстати, эта Груша не совсем юбилейная. Клуб имени Валерия Грушина самостоятельно собирался в Каменной чаше пять лет назад. Меня лично приглашал Кейльман. Мне показали кострище, которое на одном и том же месте стоит много лет. Оно поглотило в себя миллионы банок тушенки, которые туристы обжигали, так они и уходили в землю. Пять лет назад на той самой пятидесятой Груше попросили встать тех, кто был на самой первой. Я прикидывала, что людям уже может быть за 70 лет, если 50 лет фестивалю, то на первой они могли быть студентами. И вышло человек восемь. Некоторые прям взрослые, но одна дама меня поразила. Она выглядела так молодо и свежо. А оказывается, на первой Груше ей было 18 лет. Кстати, она поёт на гитаре, где-то даже остались фотографии, могу показать.

Фото Елена мне скинула уже после нашей беседы. Показываю:



Из личного архива Елены Пантелеевой

- В Каменную чашу тяжёлый подъём, но там очень классная акустика. Вся публика сидит внизу и всё слышит. Все исполнители лезли на скалу, вставали в грот и начинали петь. Микрофонов тогда не было. Груша проводилась в осенний период, примерно в конце сентября. И так каждый год приезжало всё больше и больше народу. Так фестиваль стал масштабным и известным. А вообще, пятидесятая Груша в Каменной Чаше была очень классная. Тогда приехали только самые корефаны. Причем взрослые участники пешком через перевалы шли до места. Я поразилась их физической готовности и преданности туризму. Такие классные и здоровые старики, ими можно гордиться.


Из личного архива Елены Пантелеевой

воспоминания о чайхане

В вагоне стало шумно, зашелестели пакеты. Запасы полезли на столы.

- Как в той песне: "Из личной жизни услышишь тысячу историй, но поем сперва". Давай, Яночка!, - сказала Елена и плеснула что-то в мой кофе...

Ну ладно. Продолжаем болтать уже всем столом. Тут Елена достает контейнер с сыром, яйцами, огурчиками и рассказывает, как она работала в тольяттинской "Чайхане" на Груше в 1987 году.


Три самарских турагента и я за кадром

- Юрий Маслов, организатор тольяттинской "Чайханы" был невысокого роста, уже взрослый на тот момент. Ему очень шла тюбетейка, он реально был похож на настоящего узбека. И он приглашал девушек помогать. И у меня было одно лето, я очень четко помню 1987 год, тогда я работала у него в "гареме". Тоже ходила в тюбетейке и халатике. Почему я так запомнила этот год? В тот год на Грушу приехал безумно популярный коллектив "Лицедеи". Я жила тогда в гостином дворе, входила в оргкомитет. Я должна была обеспечивать быт этих замечательных людей. Они приехали после питерского фестиваля, который проходил на "Острове мудаков". Все были невыспавшиеся, на лице и волосах еще оставался грим. Как только они приехали - на фестивале сразу это разнеслось. И вот я вся такая звиздень рядом с артистами. Моя палатка стояла между Вишней и Никольским. И вот как-то я пришла в "гарем" и поняла, что я рыжая в тюбетейке, ну это же не вяжется. Тогда я пошла к жене Славы Полунина (советский и российский клоун, режиссёр, актёр, мим, народный артист РФ) Гале. Она дала мне черный парик с дыркой по центру, именно в нем она снималась в знаменитой сцене с уборщицами. Так я и пришла в "гарем". У меня даже осталось фото с Леонидом Сергеевым (советский и российский автор-исполнитель журналист), как он лежит, вокруг него девушки, кто-то протягивал ему пиалу, я лично вытаскивала у него вошек. Вот такие воспоминания.


Из личного архива Елены

Вот так встреча!

Электричка прибывает на платформу имени Валерия Грушина. Обратно до Самары мы с Еленой ехали уже порознь.

Вот так встреча!, - скажу я вам. Хоть каждый день катайся на электричках, чтобы заводить такие крутые знакомства.


Обязательное фото на память, иначе вы решите, что я это всё выдумала

Поделиться своим мнением о материале вы можете в моем телеграм-канале Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара.