Адвокаты считают, что предпринимателя Григория Мокеева арестовали незаконно

02.01.2023, 15:55 , Служба новостей

По их словам, «Дело Пушкинских карт» шито белыми нитками, но доводы защиты суд игнорирует

Лежать!

Ночью 26 декабря к Григорию Мокееву и его супруге ворвались люди в штатском и автоматчики. Лицом в пол положили не только Григория, но и брата его жены Артема Корабель. Три часа их допрашивали, потом увезли в изолятор временного содержания, изъяв из помещения (не озаботившись, по словам жены, приглашением понятых, фото и видеофиксацией) рабочие документы, компьютеры и телефоны. Туда же доставили еще одного «подельника» - их общего знакомого Владислава Михеева.

Всех троих объявили подозреваемыми в якобы краже денег с Пушкинских карт (средств, выделяемых государством молодежи для посещения музеев, спектаклей и патриотических фильмов).

Кто такой Григорий Мокеев

Григорий Мокеев в 2020 году с отличием закончил магистратуру кафедры «Физиология» Самарского национального исследовательского университета им. Королева. В том же году выпустил двухтомный роман, написанный в жанре фэнтази – «Бестелесные». Еще будучи студентом, работал ведущим специалистом структуры Минприроды «Природоохранный центр». Сотрудничает с Центром по сей день в качестве волонтера, помогая в мероприятиях по защите особо охраняемых территорий.

Григорий Мокеев

Параллельно парень открыл веб-студию по разработке сайтов. Заказы были и от коммерческих, и от государственных структур. До ареста близился к завершению большой проект с Министерством культуры РФ по созданию электронной библиотеки. А летом его проект, представленный на форуме «Сильные идеи для нового времени», был отобран для реализации Министерством туризма Самарской области – в наступающем году веб-студия должна была разработать аналог букинга в рамках импортозамещения.

- Единственную кражу мой сын совершил из гуманного отношения к животным - на первом курсе принес лабораторную крысу из института. Гриша уговорил меня дать убежище грызуну, которого на следующий день должны были препарировать, - рассказала мать Григория Мокеева Елена Сборнова. - Питомец жил у нас до самой старости.

Как появился «Театр нового времени»

Причем же здесь Пушкинские карты? По просьбе жены (Полина Мокеева по образованию певица и педагог по вокалу) Григорий решил организовать творческий проект. В окружении пары немало молодых актеров - выпускников СГИКа, что и навело Григория на мысль создать новый театр. Так под эгидой ИП «Григорий Иванович Мокеев» возник «Театр нового времени», а один из его спектаклей «Мнимый больной» по классической пьесе Мольера получил официальное право продаваться по Пушкинским картам. Постановка осенью шла на площадках Самары и Тольятти – билеты, как и билеты всех других театров, продавались через билетные агентства. Посмотреть спектакль смогли сотни школьников и студентов, множество взрослых зрителей. Григорий платил актерам и организаторам зарплату, а государству – все налоги и страховые сборы.

- Однако проект кому-то показался подозрительным, - рассказал адвокат Григория Мокеева Владимир Петров. - В сети действительно имеются предложения различных мошенников по покупке «Пушкинских карт», но здесь-то какими бы то ни было злоупотреблениями и не пахнет: вот вам билет, вот – спектакль. Начались проверки – то в зрительный зал нагрянут (убедившись при этом, что актеры искрометно играют, а многочисленная публика аплодирует), то в билетное агентство. Агентства одно за другим разорвало договоры с ИП, проект встал.

Арест

И вот, спустя почти два месяца, ребят арестовали. А спустя три дня, перед заседанием суда о мерах пресечения, о поимке «преступников» (вина которых не доказана) в своем Телеграмм доложил депутат государственной Думы Александр Хинштейн.

"Достоверной информацией это и не назовешь – за уши притянуты даже не факты, а домыслы и предположения", - говорит защитник.

Адвокат Владимир Петров видит массу противоречий в заявлении депутата:

  • Хинштейн пишет: «Ущерб от их деятельности составил не менее 15 миллионов рублей», однако следователи заявили чуть больше миллиона.
  • «По бумагам все спектакли шли при полном аншлаге, хотя в действительности залы были пустыми» - 100-200 зрителей было всегда, и это могут подтвердить сотни человек – как зрители, так и работники ДК.
  • «Студенты получали на свой счет 1,5 – 2 тысячи рублей» - зрители этих сумм в глаза не видели.
  • «После этого преступники продавали билеты сами себе, оплачивая их Пушкинской картой» - как писалось выше, зрители приобретали билеты у специализированных агентств.
  • «Они без труда пройденной верификации на портале ПроКультура.рф». На самом деле верификация проходила в течение двух месяцев.
  • Хинштейн называет Григория Мокеева, Артема Корабель и Владислава Михеева «организаторами преступной схемы», «мошенниками» и «злоумышленниками», хотя их вина не доказана.

Как проходил суд

Юношам предъявили обвинение мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой. Адвокаты всех троих задержанных не видят в их действиях никакого состава преступления.

- Состава преступления здесь и не может быть, так как это разрешенная законом деятельность предпринимателей в области культуры, - пояснил Владимир Петров. - С оплатой всех предусмотренных законом налогов и сборов. Но следователь, не прошло и нескольких дней после возбуждения дела, тут же подала ходатайство о заключении под стражу. Хотя закон гласит - индивидуальный предприниматель, ведущий предпринимательскую экономическую деятельность, не может быть арестован. Есть ведь домашний арест, подписка о невыезде, ограничение деятельности, залог. Григорий Мокеев не скрывался от следствия (его до ареста никто не искал), подробно описал свою деятельность, которую вел строго в рамках закона. Зачем же отправлять парней в СИЗО?

- Нарушение законных прав гражданина, в том числе и во время предварительного расследования, недопустимо! - Уверен адвокат. - При этом исполнение Закона обязательно для всех - как для подозреваемых, обвиняемых, так и для тех, кто осуществляет предварительное расследование, надзор или правосудие в отношении этих лиц. У моего подзащитного множество положительных характеристик, говорящих о активной жизненной позиции и общественной полезности. Следователь при расследовании дела обязан собрать и приобщить к материалам уголовного дела документы, характеризующие личность подозреваемого или обвиняемого. Это обязанность, а не право лица, проводящего расследование, прямо предусмотренная законом.

По словам Владимира Петрова, приобщенная защитником к материалам дела положительная характеристика (благодарственное письмо одного министерства Самарской области) почему-то следователем суду, в качестве документа, положительно характеризующего Григория Мокеева, передана не была. На вопрос к следователю о причинах сокрытия подобной информации от суда, при разрешении вопроса об избрании меры пресечения, следователь затруднилась с ответом. Кстати, сама характеристика после этого волшебным образом у следователя все-таки нашлась и была по требованию суда ему передана для обозрения.

- Что это – препятствование суду или недопустимая халатность? - Задается вопросом Владимир Петров. - Кроме того, материалы в деле не пронумерованы и не понятно, когда и откуда взялись. Не все материалы подшиты. Кроме того, представили материалы о якобы телефонных разговорах Григория от начала декабря, хотя какого бы то ни было документа, подтверждающего законность прослушивания до возбуждения уголовного дела, материалами дела подтверждена не была. О наличии или отсутствии необходимого для этого решения суда остается только догадываться, так как в материале, представленном в суд, оно отсутствовало.

При этом в министерстве культуры Самарской области не замечали каких-либо неправомерных действий. Из ответа врио министра культуры Самарской области И.Е. Калягиной начальнику ОП №5, подполковнику полиции С.В.Осанкину:

«По сведениям, имеющимся в министерстве, соответствующие культурно-массовые мероприятия проводились, в том числе, и на площадях ГБУК «Самарская областная универсальная библиотека», подведомственного министерству, на основе гражданско-правового договора об оказании услуг. Согласно данным сведениям, взаимные обязательства, предусмотренные соответствующим договором, исполнены надлежащим образом и в установленный срок, в ходе реализации договорных отношений объективные основания усматривать какие-либо неправомерные действия, в том числе мошеннические схемы, со стороны учреждения отсутствовали».

«Прогород Самара» будет информировать читателей о развитии событий.