Мы решили, что на нашем сайте не хватает личного мнения, потому что фактура новости не всегда может позволить сказать автору именно то, что он хочет сказать. Потому на сайте будут появляться блоги журналистов (и не только). Сегодня главный по рубрике «Блоги» - корреспондент газеты «Город Самара» Жанна Скокова.
Кто такая? Жанна Скокова. Училась в СГАУ. С 2014 года корреспондент газеты «Город». Пользуется общественным транспортом и любуется архитектурой. В соцсетях: https://twitter.com/jeanna_skokova, https://www.facebook.com/JeannaSkokova, https://jeannaskokova.livejournal.com
В Самаре открывается несколько памятников в год. Большинство из них - это памятники безликим людям или персонажам. Например, недавно в городе появился памятник безликой женщине, за плечами которой стоит странная фигура, отдаленно напоминающая ангела, затем памятник спасателю, который похож на военный монумент советского времени. Сзади него красуется кинопленка, которая по идее не имеет никакого отношения к профессии спасателя. На первый взгляд это просто человек со звездой в руках и кинопленкой. Где там мужество и подвиг – непонятно.
Памятник спасателю. Автор фото - Елена Алексеева
Такое впечатление, что какие бы памятники не ставились в нашем городе, все они нужны не самим горожанам, а только властям и чиновникам, которые стараются всем угодить. Почему памятник спасателю безликий и морально устаревший? Потому что хотели угодить всем подразделениям этого ведомства, а не только пожарным. Видите ли форма у них разная, и выделять кого-то не нужно. Какой тогда смысл в этом памятнике, если для людей он не несет какую-то яркую эмоцию, не производит впечатление?
Источник фото: hinshtein.ru
С точки зрения простого горожанина, почти все памятники скучные. Скучно идти по улице. Скучно смотреть на эти серые фигуры. Плюс ко всему, на подходе еще целая армия таких скучных однообразных скульптур, которые скоро поставят в городе.
Например, на улице Чапаевской хотят поставить скульптуру, посвященную самарскому водопроводу. Если вы видели варианты, которые предложили наши скульпторы, то могли заметить, что там опять присутствуют отсылки к советским временам: грубая фигура сантехника или работника коммунальных систем, какие-то трубы. Да сколько можно?! Где полет фантазии и креативность?
А теперь представим, как будет выглядеть памятник, посвященный «Тимуру и его команде» – просто толпа детей. Скульптура в честь ансамбля «Синяя птица» - синяя птица, дерево и гитара. Скучно… Поймите правильно, нет никаких конкретных претензий к скульпторам. Им бы самим хотелось показать что-то смелое, сделать что-то более монументальное или абстрактное, но в условиях, когда искусство загнано в рамки денежных и чиновничьих интересов, это сделать практически невозможно.
Здесь, я думаю, стоит упомянуть про опыт других городов, который оказался более смелым. Можно даже показать, как изобразили женщину в Волгодонске. Скульптура проста по смыслу, но красива. Плавные линии, никакой грубости и небрежности.
Понравился и забавный памятник дворнику в Мытищах.
От памятника пожарным и спасателям, который поставили в центре Новосибирска, исходит ощущение надежности и мужественности. Там есть подвиг.
Источник фото: Викимапия
Сантехник в Братиславе. Источник: Викимапия
В других странах скульпторы еще более оригинальные. В Чикаго есть огромная «Капля ртути», которая производит неизгладимое впечатление на гостей города. Во Франции - скульптура в честь Бетховена, которая держится лишь на чемодане, она создает ощущение невесомости композиции. Таких примеров очень много. Часть можно увидеть на сайте mimege.com.
Помню, самарский художник и куратор выставок в галерее «Виктория» Сергей Баландин сказал в интервью: «Знаете, меня поражает робость современных городских скульптур, которые сейчас ставят. Мы знаем, что в городе появились Деточкин, Сухов, Бурлаки на Волге, Золотая рыбка, Девушка с ракеткой и Буратино. Я удивляюсь трусливости выбора этих скульптур. Основной тренд, который я вижу, это реалистическая скульптура, максимально приближенная к людям, потому что почти все они без постамента»
В то же время художник вспоминал, насколько смелыми и креативными были скульптуры советского времени. Например, скульптура в сквере Высоцкого в честь музыканта – это контуры и абстрактные формы. Не отставала в оригинальности и композиция в честь Валерия Грушина у здания СГАУ на Молодогвардейской. Памятники 70-90-х годов стилизованы, минималистичны, но это смело и со вкусом, считает Сергей Баландин.
И я с ним полностью согласна, ведь эти скульптуры содержат чувственные послания
С другой стороны администрация города не согласится на смелые решения, потому что электорат будет кричать: «Как можно на народные деньги ставить эту абстрактную фигню?!» А сам народ при этом никто спрашивать не будет. К тому же, любые голосования можно легко сфальсифицировать.
Что касается местечковости, то у нас в Старой Самаре скоро закончатся площадки для установки скульптур. Недавно меценат Дмитрий Хмелев также в интервью отметил, что сейчас историческая часть перенасыщена памятниками, а на окраинах жителям просто не на что смотреть.
«Сейчас вся набережная в скульптурах, мало, что привязано к Самаре, - говорит меценат. - Все эти инсталляции не всегда понятны, и само исполнение. Нужны памятники, которые будут стоять веками. Их надо делать из мрамора, гранита и хорошей бронзы. Получается, что у нас центр города перенасыщен памятниками, а рабочие окраины также достойны»
Можно ставить смелые абстрактные скульптуры не только в знаковых местах (на набережной или в скверах), но и во дворах. Можно превращать скучный город в тематические площадки, как сделали в одном из районов Нижнего Новгорода – скульптурная композиция из мультика «Тайна третьей планеты».
На фото: Двор в Нижнем Новгороде
Перед тем, как установить скульптуры можно обустроить территорию, сделать ее пригодной для прогулок и отдыха. Пример – парк «Музеон» в Москве.
На фото: музеон в Москве
Кроме того, можно сделать более привлекательным ландшафт, установив малые архитектурные формы и фонтаны. Не хватает, на мой взгляд, монументальных скульптур больших размеров, которые не будут падать от ветра и которые невозможно унести. Все-таки хочется видеть более современный дизайн, образность в линиях, смелые решения (пусть и спорные, кто сказал, что скульптура должна угодить всем, особенно чиновникам?)
Пример подсветки скульптуры. Волжский проспект
Уже имеющиеся памятники можно оживить с помощью светящихся элементов и декоративной подсветки. Конечно, «Самарагорсвет» хорошо выполняет свою работу, но там нет скульпторов, которые знают то, что нужно выделить ночью. Кстати, многие скульптуры вообще не подсвечиваются вечером. Хотя современные технологии позволяют спрятать источники света в полу или сделать их совсем не заметными.
На фото: Москва, сквер с фонтанами
Не хватает, кстати, полноценного большого памятника пожарным, которые погибли при возгорании нефти на реке Самарке в 1948 году. Памятник стоит на городском кладбище, недавно он проходил реставрацию. При этом многие жители города просто не знают об истории.
"Рыбка" на улице Челюскинцев
И последнее, что можно было бы сделать – это установить памятник «нормальной» рыбе, той, которая достойна памятника, которой можно восхищаться, которую потомки будут вспоминать с гордостью.
Фото: Белуга, пойманная на Волге в 1920-х годах
P.S. Поясню скульпторам, что ничего личного против их творчества не имею. Это всего лишь мнение.