На днях члены комитета по транспорту Самарской губернской думы задумали очистить Самару от незаконных «железных гробов», то бишь от металлических гаражей. По данным депутатов, сейчас в городе около 2,5 тысяч таких конструкций.
- Зачастую их строительство не только противоречит правилам и нормам застройки, но и создает существенные неудобства для проживающих на данной территории граждан. Однако пока процесс устранения данных нарушений должным образом не реализуется, - отметили народные избранники.
Однако, процесс сноса незаконных гаражей идет уже несколько лет, просто с реформой местного самоуправления он стал немного проще — теперь выявлять самовольно установленные объекты могут чиновники районных администраций. Но в процессе освобождения территорий специалисты натыкаются как на бюрократические проволочки, так и на сопротивление местных жителей.
Так как именно идет этот процесс, какие территории освобождают в первую очередь и как быстро все это происходит? Мы решили рассмотреть это на примере Кировского района, а свои пояснения порталу ProGorodSamara.ru дал глава района Игорь Рудаков. Вообще-то вывоз гаражей идет по всем районам города, но именно Рудаков активно ведет твиттер, освещая деятельность администрации района, потому и затрагиваемые проблемы бурно обсуждаются в самарских блогах и социальных сетях. Но обо всем по порядку.
Фото: глава Кировского района Игорь Рудаков
Конечно, все начинается с выявления незаконных объектов. Раньше этим занимались специалисты городской администрации, теперь же вычислить нелегальный гараж могут районные чиновники, что позволяет несколько упростить процесс. Чтобы составить акт, специалист проделывает кучу бюрократических процедур — заглядывает в кадастровую карту, смотрит, на кого оформлена эта земля, и лишь потом документирует, что объект установлен самовольно.
Но нельзя просто так взять и вывезти гараж — владельца объекта предупреждают о сносе, повесив на дверь объявление, а также оповещая о предстоящем вывозе через СМИ. Сейчас чиновники ищут владельцев около 300 гаражей в границах домов 112, 114, 116, 122, 124, 128, 130 по ул. Ташкентской, а также в границах домов 136, 138, 142, 144 по ул. Алма-Атинской. У них есть месяц, чтобы придумать, куда деть гараж. Акты передаются чиновникам уже городской администрации, которые занимаются непосредственно демонтажом гаража. Кстати, если владелец проигнорирует требование освободить территорию, то будет только хуже — суд признает гараж и ВСЮ находящуюся в ней собственность муниципальной! А дальше — как повезет. Хлам утилизируют, материальные ценности продадут.
Конечно, в первую очередь попадают под раздачу объекты, мешающие капитальному строительству, к примеру, вышеуказанные гаражи мешают возведению двух новых детских садов. Вдоль Московского шоссе между Ташкентской и Димитрова также до недавнего времени находился огромный гаражный массив — его очень быстро «свернули» из-за проведения реконструкции. Во-вторую очередь под снос попадают территории с социальными программами — несколько десятков дворов в Кировском районе в этом году будут реставрировать по программе «Двор, в котором мы живем». И в третью, демонтируются гаражи по жалобам местных жителей. Понятное дело, что процесс этот весь идет очень небыстро, но зато стабильно. Игорь Рудаков говорит, что за день он подписывает порядка 20 актов о незаконных гаражах.
Поэтому первая проблема — это недостаток административного ресурса и бюрократические проволочки, как говорится «Москва не сразу строилась». Вторая же проблема — это сопротивление местных жителей, которые не желают расстаться с любимой коробкой, вплоть до того, что требуют с администрации выделить место для дислокации гаражей. В любом случае, процесс освобождения территории от незаконных объектов хоть и медленен, но неизбежен, как асфальтовый каток.
Такие вот факты, а далее — повод для многочисленных споров. Одним гаражи мозолят глаза во дворах, другие готовы своей грудью отстаивать «железный гроб», третьи вообще хотят выгнать всех автомобилистов на специализированные стоянки. Поэтому предлагаю высказаться в комментариях, а здесь я приведу парочку мнений.
Главный редактор холдинга U-Media (газета «Город Самара», «Город Сызрань», «Город Новокуйбышевск», портал ProGorodSamara.ru) Виталий Копалиани
- Многие гаражи в моем дворе стоят с конца девяностых годов. Владелец просто привез его и поставил, заняв много места на площадке. Конечно «железные гробы» смотрятся очень уродливо — от них однозначно надо избавляться. Борьба с гаражами идет, но очень медленно, я бы ужесточил меры, например, сделал штраф тысяч 250, если вовремя не освободишь территорию, тогда и работа бы ускорилась в десятки раз. С другой стороны, я прекрасно понимаю, насколько сложная сейчас ситуация с парковкой во дворах. Поэтому вместо гаражей я бы делал парковки — на месте одной машины может уместиться три.
Житель улицы Ташкентской Елена Чайкина (данные изменены)
- Я против сноса гаражей там, где они не мешают. Так как в этом случае машины просто негде будет ставить. Вот, к примеру, у нас рядом с домом две пятиэтажки и одна девятиэтажка, и ни одной стоянки в округе. Даже во дворе не предусморено место, где можно поставить машину. Вот жильцы на пустыре еще лет 10 назад поставили три ряда гаражей и живут спокойно. Я уверена, что если уберут эти гаражи, то на этом месте развернут платную парковку. Смысл тогда убирать гаражи? Чтобы предприниматели наживались? Еще хуже, если на этом месте будут строить многоэтажку (территория позволяет), в этом случае появится еще больше машин. А проблема с парковками так и не будет решена. Есть еще третий вариант события - гаражи уберут и будет просто пустырь, а там и амброзия, и бродячие собаки. А самое обидное, что даже если эти гаражи уберут, то куда их денут? Да просто перенесут в соседний двор или район. Так, собственно происходит и с киосками, которые переносят из района в район.
Хитрый анонимный владелец гаража
- Поставил пару лет назад гараж в одном массиве, прекрасно осознавая, что он незаконный. Но потом земля понадобилась под строительству очередного ЖК и нас «попросили на мороз». Гараж быстренько убрал, но на землю, которая вряд ли понадобиться кому-нибудь в ближайшие пару десятков лет, это как минимум. Я думаю, что все владельцы гаражей так и будут таскать свои «коробки» по всему городу, и отовсюду их будут гнать и насмехаться над ними. Поэтому лучше заранее поставить свою коробку на землю, которая никому не понадобиться. Я вот такое место нашел. Где и по каким причинам земля это не понадобится, я, конечно, вам не расскажу — включайте мозги и думайте сами.