Составлена подборка разработок АвтоВАЗа, которые не увидели свет

Модели АвтоВАЗа, которые завод не реализовал

Rapan
Электромобиль Rapan, вазовская разработка 1998 года из области концептуальных проектов, на годы обогнал Citroen C4 с его концепцией размещения всех кнопок на ступице руля. Конструкторы не сдерживали полет своей фантазии, проектируя форму этого автомобильчика.

Lada Roadster
В 2000-м группа вазовских конструкторов сделала из отработавшего свой срок прототипа ВАЗ 1119 (будущей "Калины") компактный родстер со съемным верхом. Машина разгонялась до 100 км/ч за 9 с, достигала скорости 200 км/ч и могла стать конкурентом Roadser Smart. Но автомобиль не был запущен в производство.

Lada Peter Turbo Concept 2000
В 2000 году на Парижском автосалоне, а перед тем в Москве, вазовцы показали Peter Turbo. Это был просто макет, который французы оценили как весьма удачный. Но продолжения не последовало.

ВАЗ-2151r
В 2002 году у АвтоВАЗа была попытка выпуска "неоклассики" — автомобиль за $4 тыс. c современным кузовом, передней подвеской McPherson и 1,7-литровым двигателем Euro 3. Но модель, по мнению тогдашнего руководства АвтоВАЗа, оказалась слишком смелой и завод продолжал готовить "Калину". Проект закрылся.

Lada X-Ray
Первое детище нового дизайнера АвтоВАЗа Стива Маттина впервые было продемонстрировано на Московском автосалоне в августе 2012-го. Модель кара создана итальянской Vercarmodel за $1 млн. Этот дизайн получат перспективные автомобили Lada: хэтчбек, кроссовер и модель на платформе Lada В (преемница "Приоры"). Их выпуск начнется в 2015-2016 годы.

Lada Revolution III
В 2008 году на Парижском автосалоне АвтоВАЗ показал концепт спортивной машины Lada Revolution III. Он оснащен 2-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом, который развивает максимальную мощность 245 л. с. Разгон с места до 100 км/ч осуществляется за 5,9 секунды. Словом, "Марусся Моторс" отдыхает.

ВАЗ-2116
Семейный автомобиль класса С. Краш-тесты этого седана по методике EuroNCAP в 2006-м показали 12 баллов из 16 возможных при фронтальном ударе и 14,5 балла из 16 при боковом ударе. Планируемая розничная цена — $13-15 тыс. В рамках проекта вазовцы разработали новый 1,8-литровый мотор класса Euro-5 и оригинальную коробку передач 2180. Проект закрыт.



Стремится к качеству

В январе этого года АвтоВАЗ сократил закупки у многолетнего поставщика генераторов "Завода имени Тарасова" в пользу "Бош Саратов", "дочки" немецкой Bosch, хотя иностранный прибор в полтора раза дороже. Дело в том, что тарасовские генераторы стали одной из самых главных причин отказов "Грант": они выходили из строя через несколько тысяч километров пробега, пишет "Коммерсантъ".

Тяге к качеству поспособствовала передача тольяттинского завода в конце 2012 года концерну "Рено". До этого редко когда презентация новинок АвтоВАЗа обходилась без конфузов: у выставочных автомобилей не захлопывались двери, не заводились двигатели, заклинивало замки багажника. Когда Владимир Путин в августе 2010 года решил лично прорекламировать продукцию АвтоВАЗа и проехал по трассе Чита—Хабаровск на желтой "Калине Спорт", в правительственном кортеже на всякий случай ехали две аналогичные резервные машины. В компании объясняют это требованиями ФСО, но осадок остался.

Французы не первый раз приходят на АвтоВАЗ. Но первый их приход в Тольятти назвали негативным. "Вся первая волна французов показала свою слабость в условиях России и необыкновенную жадность к деньгам. Они получали гораздо большую зарплату, чем наши специалисты",— говорит бывший президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа Юрий Целиков. В 2009 году они ушли.
Артем Федосов, ставший вице-президентом АвтоВАЗа по продажам и маркетингу в 2010 году, до этого не имел к автопрому никакого отношения. Разве что, будучи операционным директором "Детского мира", торговал игрушечными машинками. Однако у специалиста по игрушкам оказались завидные деловые качества, говорят дилеры.
По стратегии АвтоВАЗа, разработанной Игорем Комаровым и одобренной Карлосом Гоном, к 2020 году на каждую тысячу новых машин должно приходиться 30 неисправностей, произошедших в первые три месяца эксплуатации. Это хороший уровень мирового автопрома.

В 2009 году у моделей "Лада" было в среднем 298 отказов. Статистику производства сильно портила "Лада Приора". Но за два года, как уверяют на заводе, "Приору" полностью переделали: доработали коробку передач, руль, тормозную систему, повысили качество сборки кузова. В результате число отказов "Приор" за первые три месяца эксплуатации удалось снизить втрое, до 110 на тысячу машин.

АвтоВАЗ сотрудничал с Porsche



Мало кто знает, что ВАЗ-2108 в начале 1980-х был разработан в сотрудничестве с Porsche. Немецкие конструкторы очень высоко оценили достижения российских инженеров. В Тольятти построен полноценный комплекс для разработки и испытаний новых моделей: аэродинамическая труба, катапульта для краш-тестов, скоростной овал на полигоне в Сосновке, лаборатории.
За последние десять лет конструкторы АвтоВАЗа создали множество интересных разработок, которые не были запущены в массовое производство. Одним из самых многообещающих считался так называемый "Проект С" — ВАЗ-2116 С-класса (сейчас АвтоВАЗ выпускает только модели класса В). Автомобиль создавался в сотрудничестве с немецкой ZF и канадской Magna. В 2008-м АвтоВАЗ изготовил 11 таких машин. Одну из них переделали Алешину, предварительно покрасив темно-зеленым металликом, отделав салон деревом и установив дополнительную шумоизоляцию. Автомобиль получил госномер с цифрами 600, из-за чего заводчане прозвали его "шестисотым".
Первые ездовые прототипы ВАЗ-2116 сразу же превзошли все машины АвтоВАЗа и лишь немногим уступали Ford Focus, отмечали все партнеры. Но по настоянию французов в конце 2009 года "Проект С" был закрыт. А в середине 2010-го главный конструктор АвтоВАЗа Евгений Шмелев раскритиковал новую стратегию завода. По его словам, она превращала предприятие в простое сборочное производство лицензионных автомобилей.

В это нетрудно поверить. Французы продвигают свою платформу В0. Весной 2012 года заработал конвейер по сборке построенных на этой платформе универсалов "Лада Ларгус". Модернизация сборочной линии под В0 обошлась в 400 млн евро, из которых половину дал Renault, по 25% — АвтоВАЗ и Nissan. В декабре на ней же стали выпускать Nissan Almera, которые будут продаваться в официальных салонах японской марки.
Из отечественных разработок нынешнее руководство АвтоВАЗа сохранило "Калину" и "Приору", которые остаются самыми продаваемыми в России, прежде всего из-за низкой цены.