Любовь прошла: эксперты объяснили, почему «китайцы» стали хуже продаваться в РФ

Фото: freepik
В период с января по ноябрь 2025 года рынок новых легковых автомобилей в России столкнулся с заметным спадом продаж. Согласно данным аналитиков, общий объем реализации новых машин сократился на 18% по сравнению с предыдущим годом.
Китайские автокомпании, ранее доминировавшие на рынке, также показали значительное снижение. Haval зафиксировала падение продаж на 15%, Chery – на 29%, а Geely – на 41%. Такого резкого сокращения объемов продаж не наблюдалось на российском рынке легковых автомобилей за последние пять лет.
Несколько факторов повлияли на динамику рынка. Во-первых, увеличение утилизационного сбора привело к росту цен на новые автомобили. Во-вторых, повышение ключевой ставки Центрального банка РФ сделало автокредитование менее доступным. В-третьих, конкуренция со стороны российских и белорусских производителей усилилась, предлагая более конкурентоспособные модели.
Несмотря на спад, китайские марки сохраняют значительную долю рынка, около 55-60%. Эксперты отмечают, что относительная доля китайских производителей остается стабильной на фоне общего падения. Среди причин снижения спроса эксперты выделяют рост стоимости кредитных продуктов, увеличение расходов на логистику, повышение стоимости владения автомобилем и переход потребителей на рынок подержанных машин.
В ноябре 2025 года наблюдался небольшой рост продаж новых автомобилей на 5%. Этот рост был вызван ожиданием повышения утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года, что побудило часть покупателей ускорить покупку. Также увеличилась доля премиальных моделей на рынке до 12%.
Прогнозы на 2026 год предполагают стабильность текущих объемов продаж с возможными колебаниями в 10%. Представители ГК «Автодом» и ассоциации «РОАД» выражают опасения относительно дальнейшего снижения спроса, связывая это с сезонными факторами, повышением НДС и утилизационного сбора.


