Наверх

История парашютного спорта

Небо всегда привлекало высотой, неизведанностью и бесконечным чувством свободы любителей экстрима по всему миру. В стремлении увидеть землю с высоты птичьего полёта люди изобретали разные методы покорения неба, прыгая со скал, высоких деревьев, башен с устройствами в виде огромных зонтиков.

Современные прыжки с парашютом https://skydon.ru бывают разных типов, но прежде чем обособиться в отдельный вид авиационного спорта, они прошли долгий путь.

Ранняя история

Ещё тысячу лет назад китайцы прыгали на зонтах из пальмовых листьев, что упоминается в древних летописях. Английский философ, гуманист 13-го века Роджер Бэкон изложил принципы использования аппарата по типу парашюта. Он считал, что воздух вогнутой поверхности парашюта помогает человеку летать, что описал в своих естественнонаучных произведениях.

Аналогичную идею представил итальянский изобретатель Леонардо да Винчи, который часто считается первым автором идеи создания парашюта. В одной из своих рукописей, датированной 1483 г., он нарисовал парашют пирамидальной формы. По предположению учёного, накрахмаленный кусок ткани размером 12х12 локтей (используемая в средние века мера длины, равная 50-60 см) способен безопасно удерживать человека в полёте. Эти расчёты сопоставимы с мерками современного купола, диаметр которого, как правило, не превышает 6-7 м, а площадь поверхности – 60 кв. м.

Впервые прыгнул с парашютом хорват Фауст Вранчич, спустившийся с 87-метровой колокольни в 1597 г. на братиславскую площадь. Он описал устройство с куполом, размер которого зависит от веса тела человека.

Начало парашютизма во Франции

Весомый вклад в развитие парашютизма внесён французами. Примечательно, что первыми испытателями стали многие заключённые. В 20-х годах 17-го века узник Лавен сбежал из тюрьмы на самодельном парашюте, сшитом из шатровых простыней, роговых пластин из китового уса и верёвок. В 1777-м году ещё одному заключённому Жану Думье, приговорённому к смертной казни, предложили опробовать первую конструкцию парашюта, прыгнув с ним с крыши здания. При условии успешного совершения прыжка он получал свободу. К везению Думье, всё прошло благополучно.

Жан Пьер Бланшар проводил экспериментальные парашютные прыжки при участии животных в качестве пилотов (кошек, собак, свиней, овец), предложил прыгать с воздушного шара с парашютом из шёлка и реализовал эту идею в 1793 г.

Первый официальный прыжок с парашютом состоялся в Париже 22.10.1797 г. Его совершил аэронавт Анре-Жак Гарнерен с высоты 680 м над парком Монсо, после чего стал зарабатывать этим себе на жизнь. Он показывал прыжки во многих странах, включая Россию. Спустя два года жена Гарнерена Жанна-Женевьева Лябросс стала 1-ой женщиной-парашютисткой в мире. В 1803 г. Гарнерен демонстрировал полёты на воздушном шаре, став к тому же и 1-м воздухоплавателем.

Парашютные конструкции изначально были довольно большими и тяжёлыми, поэтому спортсмены искали альтернативы. В 1834 г. британский воздухоплаватель Роберт Кокинг разработал конусовидный парашют. Но во время одного из полётов каркас не выдержал нагрузки и купол сложился в воздухе, в результате чего изобретатель, к сожалению, погиб.

Развитие идеи Кокинга продолжил французский астроном Жозеф Жером Лефрансуа де Лаланд, предложивший сделать в куполе отверстие для циркуляции воздуха, что до сих пор актуально.

Американский опыт

Первый успешный прыжок с куполом из самолёта выполнил американский военный офицер Альберт Берри в марте 1912 г. в штате Монтана. Пилот прыгнул из биплана Бенуа с высоты 450 м, 150 из которых пришлось на свободное падение (сразу после выхода из самолёта и до раскрытия парашюта), успешно приземлился на территории своей военной части. В июне 1913 г. этот опыт повторила американка Джорджия Томпсон, осуществившая прыжок над Лос-Анжелесом.

Развитие советского парашютного спорта

Россиянин, впервые выполнивший прыжок с парашютом и поднявшийся на воздушном шаре в 1806 г., – аэронавт Александровский. Значимую роль в развитии российского парашютизма сыграла и семья Древницких. Братья Древницкие в 1891 г. выполняли полеты на монгольфьерах и прыжки с них, а затем изобрели подвесной парашют, который испытывали следующие годы. Их родная младшая сестра Ольга, также увлекающаяся этим занятием, после прыжка с куполом в 1896 г. стала 1-ой российской спортсменкой-парашютисткой.

В послереволюционный период парашютизм по-прежнему активно развивался в советской авиации. В июне 1927 г. советский лётчик-испытатель Громов Михаил Михайлович специально ввёл самолёт в сильный штопор и с высоты 600 м выполнил аварийный прыжок с применением спасательного парашюта. Позже военный лётчик-испытатель Котельников Глеб Евгеньевич, создавший первый в мире компактный ранцевый парашют в 1912 г., улучшил существующие конструкции и разработал новые модели грузовых парашютов.

Официальной датой начала командного парашютизма в Советском Союзе считается 6 июля 1930 г., когда под руководством советского лётчика Минова Леонида Григорьевича состоялся первый массовый прыжок группы военных лётчиков с самолёта на воронежском аэродроме.

Примечание. Чемпионат мира по парашютному спорту впервые прошёл в 1951 г. К 1982 г. в международном турнире участвовали представители уже 60-ти стран.

Категории прыжков

В нынешнее время турниры по прыжкам с парашютом проводятся в различных категориях. Классической разновидностью является парашютное двоеборье, состоящее из двух типов упражнения:

  1. Точность приземления, при котором спортсмен должен приземлиться в точно указанном месте.
  2. Акробатика, т. е. выполнение акробатических фигур, известных как «формации», в воздухе группой парашютистов на время. Различают индивидуальную, групповую и купольную акробатику. Первая предполагает выступление одного человека. Групповая акробатика выполняется командой обычно из 4-16 человек. Формации оценивают 5 судей по видеозаписи, отснятой оператором. Джамперы создают фигуры обычно сразу после выхода из самолёта, во время свободного падения. Один судья присутствует на борту, следя за правильностью выхода спортсменов из самолёта. Точность прыжка оценивается вплоть до сотых долей секунды. Результат – средняя оценка судей, определяемая путём деления общей суммы баллов на число арбитров. Купольная акробатика, как и групповая, работает по принципу составления фигур в воздухе, но с помощью не людей, а куполов. Возможны сложные комбинации, с изменением фигур за счёт перестроения, изменения положения куполов за один прыжок. Такие манёвры выполняются исключительно профессионалами, так как требуют высокого мастерства и опыта во избежание столкновения парашютов в воздушном потоке.

Примечание. В парашютизме устанавливаются рекорды по массовым прыжкам – максимальному количеству человек, одновременно прыгающих с куполами. В Книгу рекордов Гиннеса занесён прыжок при участии 296-ти человек, выполненный в 1996 г. над Анапой.

Молодые дисциплины парашютного спорта

С развитием парашютного спорта всё большую популярность набирают такие его современные направления и стили:

  • Freestyle (Фристайл) – техника, предусматривающая демонстрацию спортсменом ряда оригинальных фигур в свободном падении. На соревнованиях оцениваются качество видеосъемки, сложность элементов, выполняемых парашютистом, и зрелищность всего прыжка.
  • Skysurfing (Скайсерфинг) – разновидность фристайла, предполагающая спуск на одной лыже.
  • Freefly (англ. «свободный полёт») – командный прыжок 2-х парашютистов с видеооператором. Особенность этого соревнования состоит в том, что спортсмены демонстрируют элементы в сидячем положении или вверх ногами в свободном полёте при очень быстром темпе.
  • Swoop (Своп) – прыжок при управлении высокоскоростным куполом. Пилот демонстрирует фигуры на небольшом расстоянии от земли, где скорость достигает 100 км в час. На высоте 1 м от земли оценивается скорость, точность приземления. Для «свупа» используются более лёгкие, чем стандартные, парашюты, способные набрать большую скорость.
  • BASE jumping (Бейс джампинг) – прыжок, выполняемый на специальном парашюте с разной высоты. Pilot Chute Assist (пилот шут ассист) выполняется с небольшой высоты с применением вытяжного парашюта, держащего ассистентом джампера.
  • Freefall BASE jumping (Фрифолл Бейс джампинг) – индивидуальный или групповой прыжок, при котором вытяжной парашют открывается из рюкзака, кармана или руки джампера.
  • Roll over (англ. «кувырок») или макконки – разновидность бейсджампинга, при котором из самолёта сначала спускается купол, а затем выпрыгивает спортсмен, делает сальто вперёд так, чтобы не запутаться в куполе. С вытяжного парашюта убирается стренга.
  • Акробатический BASE jumping – выполнение акробатических трюков в свободном падении.
  • Wrong way (Ронг Вэй) – вид бейсджампинга, при котором пилот надевает ранец с парашютом задом наперед, в результате чего после раскрытия купола спускается спиной вперёд.
  • Wingsuit (англ. «костюм с крыльями») – прыжок, выполняемый джампером в специальном костюме в форме крыльев, без купола. Создаваемая подъемная сила обеспечивает безвредное приземление.
  • Tard (Тард) – прыжок с налистанным куполом, удерживаемым спортсменом до отделения. Вниз выполняется слайдер, снимается стренга с вытяжным парашютом.

Заключение

В настоящее время парашютизм – один из наиболее популярных видов авиационного спорта, представленный в индивидуальных и групповых упражнениях разных типов. Учитывая, что скорость свободного падения составляет около 200 км в час, он к тому же очень сложный и экстремальный.

Размещение рекламы в газете «Pro Город»
+7(987)-156-00-63
Отдел службы распространения:
+7(987)-156-00-63
Размещение рекламы на сайте
‭ +79379980251
+79277252268
sales@progorodsamara.ru
Смотреть прайс-лист

При использовании материалов новостного портала progorodsamara.ru гиперссылка на ресурс обязательна, в противном случае будут применены нормы законодательства РФ об авторских и смежных правах. Редакция портала не несет ответственности за комментарии и материалы пользователей, размещенные на сайте progorodsamara.ru и его субдоменах.

Наименование: сетевое издание PROGORODSAMARA (ПРОГОРОДСАМАРА) Учредитель: ООО «Город Самара». Главный редактор: Молчанова Анастасия Александровна (progorodsamara@progorodsamara.ru, ‭+7 (987) 905-00-63. Адрес редакции: 443013, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 4, корпус 15, офис 703-704 Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 65325 от 12 апреля 2016г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Возрастная категория сайта 16+
Городской портал Самары — ProGorodSamara.ru © 2009-2014
Портал работает по технологии «ProSmi» © 2012-2014
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика