Как работает биллинг сотового оператора?
Биллинговая система операторов мобильной связи собирает, обрабатывает информацию по оказанным телекоммуникационным услугам и выставляет счета клиентам. Главная особенность системы в том, что при сборе собираются только те сведения, которые необходимы для взаиморасчетов. При этом билинг для операторов связи легко интегрируется с другими программными комплексами, и позволяет решать сопутствующие задачи. Принцип работы биллинговой системы при постоплате и предоплате немного отличается, поэтому стоит рассмотреть подробнее оба способа расчетов.
Постоплатная система
Данная система оплаты услуг мобильной связи появилась первой. Она наиболее простая, но имеет достаточно много минусов – как для абонентов, так и самих операторов.
Принцип постоплатной системы следующие:
- Абонент пользуется услугами, доступными ему в рамках договора по действующему тарифному плану.
- При использовании той или иной услуги (например, исходящий вызов на номер другого сотового оператора, отправка, получение данных) на коммутаторах формируются логи CDR, содержащие сведения о номере абонента, дате, времени, услугах, которыми клиент оператора воспользовался.
- В определенное время к коммутатору подключается биллинговая система для получения CDR.
- Информация из CDR используется в биллинге для расчета с учетом тарифного плана абонента, других факторов (например, бонусах, если они имеются).
- В конце месяца или на первые числа следующего месяца, следующего за расчетным, абоненту автоматически выставляется счет.
Нередко абоненты не соглашаются с начислениями, отказываются платить или просто забывают своевременно осуществлять платежи, и это минус для оператора. Что касается самих абонентов, то при постоплатной системе нет никаких ограничивающих факторов, если по договору не предусмотрено иное. Услуги при значительном интернет-трафике или разговорах не отключаются, и контролировать расходы становится сложно. Более того, начисления происходят не в режиме реального времени, а потому сразу узнать задолженность абоненты не могут. Впрочем, человек не ограничен в пользовании услугами, т.е., во время важного разговора или онлайн-просмотра фильма отключение услуг голосовой связи, мобильного интернета не произойдет.
Авансовая система
Авансовая тарификация работает по иному принципу. Абонент самостоятельно пополняет личный счет, с которого в режиме реального времени снимается плата за использованные услуги. Поскольку «чистых» тарифов без абонентской платы у операторов практически не осталось, то оплата, фактически, делится на 2 части: фиксированная абонплата, включающая определенное количество минут на звонки другим операторам, SMS, интернет-трафик и различные услуги, и дополнительные платежи за всё, что выходит за предоплаченный объем услуг.
Для контроля тарификации применяются разные протоколы: CAP, OSA и др. Если брать в качестве примера исходящий вызов в сотовой сети на номер абонента другого оператора, то при начале звонка биллинговая система получает данные от коммутатора, анализирует эти данные (можно ли совершить звонок, какая максимальная длительность разговора и пр.) и отправляет соответствующий ответ коммутатору. Дальше происходит инициализация вызова, обмен данными между коммутаторами. Сведения о длительности разговора обрабатываются в биллинге, практически, в режиме реального времени, поэтому абонент может узнать, сколько денег осталось на счету. Если на личном счету абонента средства закончатся во время голосового вызова, пользовании мобильным интернетом, то произойдет разрыв сессии (соединения).
Компания ООО «ТЕНЕТ» предлагает готовые решения биллинга для операторов сотовой связи. Ознакомиться с услугами, уточнить стоимость и подобрать оптимальный вариант можно, связавшись с менеджерами компании любым удобным способом.