Кто защищает права потребителей медицинских услуг?
Переход современного общества к рыночной системе экономики не мог не отразиться на медицинской деятельности, основной целью которой является оказание медицинской помощи и забота о здоровье граждан страны.
С экономической и правовой точки зрения, средством оказания этой помощи является медицинская услуга, то есть мероприятие, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний или устранение их последствий. Она должна соответствовать определенным критериям, ответственность за наличие которых несет сторона, ее предоставляющая.
О каких критериях идет речь?
Действующее законодательство определяет, что любая услуга, в том числе медицинского характера, должна соответствовать таким требованиям, как:
- безопасность;
- качество;
- установленные сроки выполнения.
Кроме того, ее потребителю (в данном случае – пациенту), должен быть предоставлен полный объем информации о самой услуге и ее исполнителе. Все эти условия обычно отражаются в договоре, который составляют между собой получатель (потребитель) и поставщик услуг (услугодатель). Обе стороны несут ответственность за соблюдение условий этого договора.
Куда обращаться за помощью?
Защита прав потребителей медицинских услуг, как и любых других их видов, входит в функции органов Роспотребнадзора, законодательной основой для деятельности которых служит закон «О защите прав потребителей». Опираясь на этот закон, пациент может подать претензию к поставщику услуг, прибегнув к помощи специалистов Роспотребнадзора или самостоятельно, а также при помощи других специалистов в области юриспруденции и медицины.
Любое обращение рассматривается услугодателем в течение десяти суток. При условии законной обоснованности, в этот же срок оно должно быть удовлетворено. В противном случае за каждый день просрочки поставщик выплачивает неустойку пострадавшей стороне. Чтобы обязать нарушителя исполнить свой гражданский долг, пациент имеет право обратиться в суд.
Помимо закона «О защите прав потребителей», любая медицинская организация действует также в рамках законов «Об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Как правило, нарушая один из них, услугодатель нарушает и другие законы, от чего степень его ответственности значительно возрастает. А это дает возможность пострадавшей стороне обратиться за помощью в надзорные инстанции (Росздравнадзор или прокуратуру) и правоохранительные органы. Таким образом, на защите прав потребителей в данном случае выступает несколько государственных структур, что значительно повышает шансы на восстановление справедливости.