Легализация «серого» импорта запчастей поможет автовладельцам и предпринимателям
Существующие проблемы со своевременной доставкой многих импортных запчастей в Россию являются следствием определенного несовершенства действующего законодательства. Существующая статистика рассмотрения дел об админнарушениях свидетельствует, что многие отечественные бизнесмены, осуществляя импорт запчастей в РФ, не имея разрешения на то владельца бренда, которым осуществлена регистрация торговой марки, фактически нарушают закон. Это приводит к автоматическому зачислению подобных грузов на таможне к «серому» импорту, к конфискации и уничтожению. Специалисты ЮрПатент отмечают, что возникшая проблема в ближайшее время должна быть успешно разрешена, поскольку российские «антимонопольщики» подали на рассмотрение законопроект, устраняющий данное препятствие для бизнеса.
Как честно приобретенные запчасти становятся «серым» импортом?
Согласно существующему законодательству, ввоз на территорию РФ и коммерческое применение товаров, с фирменной маркировкой компании, которой выполнена регистрация торговой марки, без разрешения правообладателя – не допускается. Это приводит не только к увеличению стоимости запчастей, выпускаемых под определенными брендами, но и снижает конкурентоспособность отечественного предпринимателя. Таким образом – честно приобретенный у производителя товар, становится контрафактом, поскольку не имеется никаких разрешений для его реализации на территории страны.
К примеру, с Японией у РФ нет межгосударственного соглашения о защите интеллектуальной собственности. Не удивительно, что на таможне, приобретенные с целью реализации в России фирменные запчасти, которые ввозит предприниматель, не являющийся дилером японского производителя, изымаются, а после соответствующего решения суда – уничтожаются. Суд даже не может принять во внимание тот факт, что запчасти были «честно» оплачены, а таможенное оформление – осуществляется в соответствии с правилами. Отсутствие вины предпринимательской структуры, поскольку через границу перемещается фирменный товар, а не подделка, не спасает компанию от ущерба. Естественно, своевременно полученная консультация у сотрудников ЮрПатент – позволила бы избежать финансовых потерь. Но это не меняет ситуацию по всей стране. Масса техники просто простаивает в ожидании – когда же официальные дилеры доставят нужную запчасть.
Что предлагает антимонопольная служба?
Для устранения подобной, ничем не обоснованной преференции, которую получают иностранные производители перед российскими предпринимателями на территории страны, ФАС предлагает внести определенные изменения в Гражданский кодекс. Это позволит защитить отечественный бизнес от недобросовестной конкуренции, что будет способствовать устранению существующего дефицита на фирменные запчасти. Если правительство еще и разрешит устанавливать фирменные запчасти, завезенные подобным способом, в официальных автомобильных сервисных центрах – это снизит стоимость запчастей, сократит количество «серого» импорта в стране.
Интересы иностранного производителя, являющегося владельцем интеллектуальной собственности, также будут защищены. Правообладатель, которым выполнена регистрация торговой марки, будет иметь право на ограничение либо полный запрет на ввоз своей продукции в Россию – если им будет организовано на территории страны производство взаимозаменяемой продукции. Это вполне соответствует стратегии импортозамещения, необходимость развития которой - диктуется нынешней ситуацией во внешнеэкономической деятельности.