Главный режиссёр Самарского театра кукол — о том, из чего состоит природа актёра: «Работа артиста, как у лошади на свадьбе»

Как и подавляющее большинство моих коллег «случ...

Иван Мокроусов / Предоставлено ProGorodSamara

​​​​​​В современном мире искусства и культуры особое место занимают те, кто создает неповторимые произведения, передающие глубокие мысли и чувства. Одним из таких мастеров является Иван Мокроусов — талантливый режиссер Самарского театра кукол. Вы удивитесь, но сначала актер учился вовсе не в театральном институте. Как строится работа кукловода и есть ли у творческих людей свои приметы? Об этом в интервью ProGorodSamara с Иваном Мокроусовым.


Иван в зрительском зале / Предоставлено ProGorodSamara

Как вы связали себя с творчеством? Почему и как стали главным режиссером и кукловодом Самарского театра кукол?

— Как и подавляющее большинство моих коллег, с творчеством я связал себя «случайно». Случайно попал в театральный институт. Правда, не прошел по конкурсу на драму. Случайно предложили попробовать поступить «на куклы», случайно прошел отборочный тур. Поясню: настроение после провала «на драму» было сильно так себе, что-то спел на остань, что-то прочитал. До сих пор не знаю, почему меня взяли... Ну, случай наверное. А вот дальше уже все не случайно, в театр кукол влюбился, закончил институт. В финале обучения приезжали из разных театров делегаты, приглашали к себе на работу. Из пяти или шести вариантов выбрал Самару, и не прогадал.

Насколько мне известно, изначально вы учились не на актера?

— Да, если бы мне пятнадцатилетнему сказали, что я буду работать в театре, да еще и в театре кукол, громко бы смеялся над удачной шуткой. Хотя в детстве был достаточно общительным и творческим ребенком, участвовал в школьной самодеятельности. Но об артистической карьере не помышлял. Родные хотели, чтобы я имел нормальную «мужскую специальность». И я вполне был с этим согласен. Поступил в политех, чтобы стать инженером. Но и тут самодеятельность взяла верх, мы создали команду КВН. Стали играть и даже временами выигрывать. На учебе появлялся все реже и реже. Кончилось тем, что вызвал меня декан, вручил документы и сказал: «Иди-ка ты, родной, в театральный!». Ну я и пошел.

В Самарском театре кукол вы работаете с 2005 года, пробовали ли вы себя в другом творчеством направлении? Если нет, то в чем еще хотели бы реализоваться?

— Работал, конечно, не только с куклой. Как и любой молодой артист подрабатывал: проводил праздники, детские программы, дедморозил, был руководителем СТЭМа факультета ФАИТ в нашем политехе, ставил факультетские Студвесны, пробовал что-то писать. Миниатюры театральные для стэма, опять же, какие-то номера, капустники. Наверное мог бы стать стендапером, как нынче стало модно. Но на тот момент, когда я всем этим занимался, еще такого понятия не было. А сейчас уже мне самому неинтересно. Я всегда четко осознавал, что все мои основные силы должны быть приложены именно по основной профессии на тот момент. Профессии актера театра кукол или режиссера, как сейчас.


Предоставлено ProGorodSamara

У вас достаточно большой репертуарный лист. Какие спектакли вам по душе? Может быть есть любимые?

— Любимый спектакль всегда тот, над которым работаешь в данный момент. В театре вообще ничего нельзя делать без любви, как бы пафосно это не звучало. Ну просто потому, что других причин заниматься этим делом просто нет. Деньги? Увы. Зарплаты в театре кукол прям скажем не предел мечтаний. График ненапряжный? Вообще мимо. Актер работает 24 на 7 без выходных и праздников. Даже если он не на сцене, идет внутренняя работа над ролью. Тщеславие и желание получать внимание? Ну, наверное неправдой будет сказать, что мы этого совсем лишены. Но опять же, есть старое определение — работа артиста как у лошади на свадьбе. Голова в цветах, а задница в мыле. Так вот в театре кукол, условно говоря, «цветы» случаются еще реже, часто тебя вообще не видно на сцене, и никто даже не подозревает, что ты нам находишься. Главная все же кукла. Она главный артист. Вот и получается, что остается только любовь. К сцене, к искусству, к зрителям. К атмосфере театральной. А любовь — это чувство, которое не поддается логическому обоснованию. Оно просто есть, и тогда человек служит театру до конца. Или его нет, и тогда он уходит и прекрасно реализуется в любой другой области деятельности.

Помните свой первый спектакль?

— Конечно, это был «Кот в сапогах», я играл хозяина кота Жака. Выпускник театрального института имеет много теоретических знаний, амбиций и желания проявить себя. Не имеет он только одного — достаточного опыта в работе с куклой. Ремеслухи в руках еще нет. Поэтому роль давалась не просто, но благодаря помощи старших коллег все в итоге получилось. За что им огромная благодарность.

Сложно ли играть роль в образе куклы? Какие особенности можете выделить в этой профессии?

— Работа кукловода имеет очень необычную природу. Мы имеем дело с куклой. А кукла — это уже готовый художественный образ. Поэтому задача актера кукольника — не наделять уже готовый художественный образ своими личными чертами характера, а напротив, разглядеть в кукле все заложенные художником особенности. Прямо как Шерлок Холмс. Вот тебе портрет человека, определи по портрету всю его биографию. В нашем случае — вот тебе кукла. Как она двигается? Как разговаривает? О чем думать может, чего желать? И только найдя все это, ты можешь приступать к поиску в своей актерской природе эквивалента этих качеств и наделять ими куклу. Иными словами, если драматический артист выращивает образ в себе и транслирует с помощью своего голоса, пластики и мимики, то кукольник должен распознать черты характера, заложенные в самой кукле, и помочь им ярче проявится на сцене. Безусловно, опираясь на задачи поставленные режиссером, драматургию и собственные возможности.

Есть ли у вас свои традиции или приметы?

— У каждого есть. Я люблю прийти пораньше перед спектаклем и постоять полминутки на сцене в тишине. Желательно, чтобы никого больше рядом не было. Что называется почувствовать сценическое просранство, мысленно поздороваться с ним. Тогда спектакль проходит удачно, да и работается в целом легче.


Предоставлено ProGorodSamara

Бывает ли у вас «творческий голод»? Если да, то как это выражается?

— Простой пример. Тяжелый сезон подходит к финалу. Все еле ноги таскают, язык на плече. И вот он — долгожданный отпуск. Клянешься себе: «Вот даже не вспомню про театр, надоело хуже горькой редьки». И что? Неделя проходит, и уже чего-то не хватает. Через две недели начинают в голове проноситься идеи новых постановок, каких-то неожиданных решений, непроизвольно строятся планы на новый сезон. Три недели — да сколько уже можно отдыхать, работать хочу. Вышел на работу из отпуска — Ура! Наконец-то. Неделя после выходя из отпуска — чет я устал. И до отпуска еще целый год! И так по кругу)

Как вы думаете, какое будущее у кукольного театра?

— Ну, во-первых, оно точно есть. Будущее. Никуда театр в целом не денется. Тысячи пророков предрекали театру смерть. И с появление кино, и с появлением телевидения, и с появлением ютуба и соцсетей. И ничего, живет и здравствует. И проживет еще столько же. Что касается конкретно театра кукол — я думаю будет продолжена тенденция на синтетиз. Когда в рамках одного спекаткля театра кукол встречается и собственно куклы, и драматическое существоваание, и пластический театр, и музыкальный. Но кукла, как основное выразительное средство, все же останется. И никуда не денется. Быть может возникнет новая система кукол. Условно «кукла бесконтактного вождения». По сути роботизированные системы на управлении по сети. Но когда все этими «игрушками» наиграются, все равно по итогу вернутся к истокам театра. К кукле и маске. Потому что это — база, как любит говорить молодежь. А без нее никуда. В том числе и в театре кукол.


Иван Мокроусов / Предоставлено ProGorodSamara