Покорители самарского бездорожья: кто такие джиперы и какие места их привлекают

Редакция ProGorodSamara пообщалась с одним из самарских водителей, который занимается офф-роудом на протяжении 15-ти лет Александром Приятновым.

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

Многие водители опасаются труднодоступных мест, не лезут в грязь, снег и непроходимые леса на автомобилях. Однако есть те, кто этого не боится и целенаправленно ищет сложные маршруты, поверхности которых еще не касались колеса другого транспорта. Речь пойдет про джиперов.

Редакция ProGorodSamara пообщалась с одним из самарских водителей, который занимается ездой по бездорожью, или по-другому — офф-роудом, на протяжении 15-ти лет. Александр Приятнов рассказал нам, с чего начинал свой "внедорожный" путь, какие бывают разновидности снега и грязи, а также дал несколько советов ребятам, которые хотят вступить в ряды первопроходцев.

Покорители бездорожья и их типы

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

Сам Александр описывает джиперов так:

- Это люди, которые намеренно пытаются покорить природу в трудных дорожных и внедорожных условиях. Им доставляет удовольствие преодолевать эти сложности и достигать какой-то цели. Цели бывают разные: либо какая-то точка на карте, где находятся природные красоты, либо собраться единомышленниками и просто прокатиться в хорошей компании. Либо, если это спорт, там конкурентная борьба за первое место. Все получают свои эмоции по-своему.

Александр также рассказал, что покорители бездорожья делятся на несколько категорий, основные из них: простые покатушки-выезды с товарищами на природу, экспедиции и спорт. Сам Александр относит себя к первой категории: он любит выезжать на различные места в пределах региона, бороться с грязью и снегом, с друзьями и в одиночку. Однако в дальнейшем джипер планирует сменить категорию и отправиться в экспедицию. Для начала это будет Кавказ. Спортсмены же принимают участие в соревнованиях, где локации и препятствия выбирают организаторы.


Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

В Самаре также есть много джип-клубов, участники которых обсуждают волнующие вопросы и периодически вместе выезжают на офф-роуд. Одним из наиболее известных и активных клубов является СДС – «Союз джипперов Самары». Там часто устраиваются выезды, экспедиции и даже соревнования, которые привлекают людей и помогают развивать это направление на местном уровне. Сам Александр не состоит в клубах официально.

- Я везде и одновременно нигде. Есть знакомые, друзья, с ними и катаем . Сегодня это выезд одного клуба, завтра другого. Вообще клубов в Самаре очень много - это и «СДС», и «4x4 Самара», «Офф-роуд Самара» и «Нива клуб». Плюс такого разнообразия в том, что ты можешь выбирать, с кем хочешь кататься. В «Союзе джипперов Самары», допустим, объединяются более стандартные машины и чуть средней подготовки. Есть клубы, где катаются на более серьезных автомобилях, и там уже стараются не звать тех, кто ездит на стандартных. Но не потому, что «ой, мы такие крутые», а потому что стандартная машина за подготовленной просто не проедет. Человек либо сломает свой транспорт, либо его будут волочить всю дорогу, - объясняет Приятнов.

У природы нет плохой погоды: и снег, и грязь для джиперов - благодать

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

Самые интересные места для джиперов – либо загрязненные, либо заснеженные. Именно грязь и снег создают тот самый офф-роуд, в котором можно проверить навыки водителя и возможности автомобиля.

- Грязь наносит больше вреда автомобилю в отличие от снега, если уж опускать тот момент, что пачкается весь салон. Грязь – это вода, и она попадает туда, где ей быть не нужно. Подшипники, стартеры, генератор – все это быстро выходит из строя. После водно-грязевых процедур автомобиль желательно обслужить, чтобы он потом не подводил. Если не брать в расчет внедорожный спорт, где условия бездорожья не только сложно проезжать, а зачастую даже пройти вызывает трудности. В основном по грязи катаются потому, что это эффектно: можно с брызгами, летящими в стороны кусками грязи проехать с ветерком, -рассказывает Приятнов.

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

По снегу же, по словам Александра, зачастую эффектно не покатаешься, и этот факт многим не нравится. В снегу особенно важны навыки и серьезная подготовка автомобиля: блокировки, понижение, специальные навыки, которые работают в снегу и могут мешать в грязи, и наоборот. Ну и, конечно же, большие колеса, без которых даже дорогой и навороченный внедорожник далеко не уедет. Плюсы снега и в том, что в каждом месяце он разный.

- Есть декабрьский снег по середину января – это просто пушок, который дарит мнимое ощущение того, что «машина у меня едет, и так будет всю зиму». К середине января снег уплотняется и показывает, кто есть кто. А в феврале уже практически никто не едет: снег становится сильно сложным и превращается в песок. Тут особенно важен размер колес, серьезная доработка трансмиссии автомобиля и очень аккуратная работа педалью газа, - поясняет Александр.

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

Нива: маленькая, да удаленькая

Свой джиперский путь Александр начал с Нивы, которую купил всего за 20 тысяч рублей. На ней он объездил все доступные и недоступные местные территории, а также получил бесценный опыт вождения в трудных условиях.

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

Самую первую поездку на своем верном внедорожнике джипер помнит до сих пор. Сразу после получения документов на Ниву Александр с другом поехали в село Бинарадка в сосновый лес. Так как была зима, доступных проездов было не много, но ребята не отчаялись и нашли то, что искали.

- Мы нашли лишь один въезд, куда и сунулись. Там были следы, кто-то до нас ехал, ну мы и боролись, пробивались, кое-как прочищали себе дорогу лопаткой маленькой. Но в какой-то момент следы кончились. Получилось так, что мы сунулись в целину и зависли там на часа 4: успело стемнеть, наступила полночь, на трассу часа в 2-3 ночи выехали. Раньше не было этих клубов и спасателей, которые приезжают вытаскивать. Звонить было некому. Своими силами все это время копали, стараясь выбраться. Четыре руки, одна лопатка. Один устал, пошел другой копать, - вспоминает Приятнов.

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

«Джип» для джипера

Нива прошла огромный путь с Александром во всех смыслах этого слова, но не так давно джипер принял решение попрощаться с ней. В настоящее время он ездит на «Jeep Cherokee» 1988-го года выпуска. В простонародье автомобиль носит название «кирпич».


Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

О смене автомобиля джипер начал задумываться ещё в 2018 году, когда понял, что хочет чего-то большего, чем местные покатушки, а именно - посмотреть страну, побывать в экспедиции. «Jeep» он приобрел в не очень хорошем состоянии, однако через некоторое время Александр превратил его в автомобиль, на котором без страха можно отправляться в путь. На вопрос об идеальном для него внедорожнике Александр ответил так:

- «Jeep» - объединяет в себе важны для меня преимущества: его вес, габариты (компактный, низкий, мощный). Все, что мне нравится, – в нем есть. Не без минусов конечно: большой расход топлива и слабые места в сравнении с большими полноразмерными внедорожниками. Но тут каждому свое.

Фото предоставлено редакции ProGorodSamara

Напоследок Александр дал напутствие начинающим джиперам, у которых есть желание исследовать новые, непротоптанные земли и испытывать те непередаваемые ощущения, которые дает офф-роуд: «Не надо бояться, надо все пробовать и главное - не стоять на месте».