Саксофонист из Самары рассказал, от чего кайфует во время выступлений: "Публика танцует и аплодирует - то, ради чего стоит жить"

Свою жизнь с музыкой он связал еще в детстве, к...

Фото предоставлено PROGORODSAMARA

Максим Кузнецов - ведущий и саксофонист из Самары. Свою жизнь с музыкой он связал еще в юном возрасте, когда пришел заниматься в детский кружок в родном Чапаевске.

Какие особенности у саксофона, где его можно приобрести в Самаре и почему именно этот инструмент запал в душу музыканта? Об этом в интервью с Максимом Кузнецовым.

#ЯнаPROСамару - спецпроект, посвященный творческим людям, культуре и интересным событиям в Самарской области. Автор - редактор эксклюзивных материалов PROGORODSAMARA Яна Лаушкина.

Телеграм-канал Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара

Максим, расскажите, вы сами в детстве пошли в музыкальную школу? Или это было решение родителей?

- В музыкальную школу я пошел уже в более осознанном возрасте, а начиналось всё на базе музыкального кружка в городе Чапаевск. В школу пришел руководитель некогда существовавшего городского оркестра. Евгений Фёдорович Коршунов его звали. Решил сделать набор из детей, отучить их с нуля и на базе старого оркестра сделать новый детско-юношеский. Его лекция проходила вместо русского языка, поэтому я с удовольствием пошел послушать и официально прогулять урок. Мне понравилось. Решил прийти в ДК на прослушивание, меня приняли, с того момента, абсолютно с нуля в нас вкладывали силы и душу. Это был 7-8 класс школы, а музыкальную школу я окончил уже в более осознанном возрасте, диплом об её окончании – единственный документ, подтверждающий, что я имею отношение к музыке, ни музыкальных училищ, ни консерваторий я не заканчивал. Окончил политех.


"Абсолютно с нуля в нас вкладывали силы и душу" / Фото предоставлено PROGORODSAMARA

Ранее вы рассказывали мне, что того оркестра в Чапаевске больше нет. Почему?

- Дети стали взрослее, времени стало меньше, кто-то предпочел роботу по образованию, вместо музыки, кто-то переехал и потерял возможность репетировать. Да и наш бессменный руководитель, к сожалению, умер.

А какие еще инструменты вы пробовали?

- Начинал с классического альта, играли преимущественно советские композиции: «На сопках Манчжурии», «В городском саду играет», «Над небом Парижа» и т.п. После альта от нехватки людей учился и играл какое-то время на тубе, далее продолжительное время играл на трубе, ну, и до этого почти каждый из нас играл на большом барабане, просто чтобы научиться держать сильную долю. Были и другие инструменты, но это уже больше из интереса.


Фото предоставлено PROGORODSAMARA

Почему именно саксофон запал в душу? В чем его особенность?

- Саксофон больше всех приближен к человеческому голосу и тембру, на нём можно сыграть практически любую композицию в любом жанре. Универсальный инструмент на все случаи жизни.

Почему не продолжили играть на других инструментах?

- В своё время, помимо оркестра я ходил и в другие кружки, честно сказать, иногда даже пропускал и на какое-то время полностью бросал занятия в оркестре, в разные периоды были разные интересы. Потом начался университет, времени стало еще меньше, нужно было точно определяться, на что делать упор. К тому же, уже чуть ли ни с первого курса я начал подрабатывать как раз игрой на саксофоне от кафе и ресторанов до свадеб и юбилеев. Уровень был не супер, но я очень старался, тем более лишняя копейка для студента.

Расскажите подробнее об инструменте, о его особенностях?

- Саксофоны делятся на несколько видов, по типу тембров и диапазона человеческого голоса. Сопрано, альт, тенор, баритон и другие. Все они отличаются габаритами и весом. В моём случае – это тенор, так как он обладает, на мой взгляд, самым бархатным и обволакивающим звуком. На нём хорошо играть джаз, тягучие музыкальные композиции, но и другие жанры также отлично ложатся. Особенность конкретно саксофона, например, от трубы или тубы, конечно, в большем количестве клавиш, а также системой извлечения, непосредственно, самого звука.


"Саксофон больше всех приближен к человеческому голосу и тембру" / Фото предоставлено PROGORODSAMARA

Где можно приобрести саксофон в Самаре? И стоит ли его здесь искать? Сколько он в среднем стоит?

- В Самаре сейчас работает много музыкальных магазинов, каждый из них предложит вам инструмент из наличия или под заказ. Со школьных лет, когда я еще сам не ездил в Самару, мой отец закупал мне всё необходимое в Сириусе, когда он еще располагался в здании цирка, сейчас переехал, и даже открылась вторая точка. Лично я до сих пор захожу именно туда. В среднем за новый инструмент китайского производства, можно отдать достаточно скромную сумму в 40-50 тысяч рублей, но этот инструмент подойдёт разве что для учёбы. Всё же для профессиональной игры, нужен и инструмент посерьёзнее, а там уже цены кусаются, 150-500 тысяч рублей, цены не сильно отличаются у новых и у хороших старых инструментов после профилактического ремонта в мастерской, разве что старые инструменты всё-таки были качественнее, чем те, что продают сейчас те же самые производители. Удешевление и упрощение материалов не идут на пользу инструменту.

Влияет ли такое увлечение на здоровье? Например, на дыхательную систему.

- Для дыхания, конечно, полезно, объём лёгких у духовых музыкантов по статистике больше, чем у среднестатистического человека, но обратной стороной может стать факт ухудшения зрения или мигрени, так как сильное давление, создающееся для извлечения звука из инструмента, также может оказать негативный эффект, помимо этого саксофон тоже имеет вес и фиксируется на шее, при неудобной нОске саксофон может нагрузить и шею, и спину в целом, это тоже может спровоцировать, например, защемление. Но всё это нивелируется при правильно сформированной технике игры и использовании правильного подвеса для саксофона – гайтана.

Где сейчас вы выступаете? Где можно послушать вашу игру на саксофоне?

- Сейчас я играю преимущественно на мероприятиях типа юбилеев, свадеб и корпоративов, но периодически приходят предложения и от ресторанов, перед новым годом, например, несколько раз играл в Едатеке.

Есть ли человек, которым вы вдохновляетесь?

- Конкретного человека или музыканта, которым я вдохновлялся бы, нет, я - меломан, сегодня я могу послушать джаз, завтра современный поп, послезавтра классическую музыку, в мире столько всего, что выделить что-то конкретное для себя, мне очень проблематично.


Фото предоставлено PROGORODSAMARA

Что такое быть саксофонистом?

- Быть саксофонистом – это: «А можно сфотографироваться с инструментом?», «А можно дунуть?», «А научите?». Ну, а если серьёзно, это гармония с собой посредством живой музыки. Если отбросить коммерческую часть, то я действительно нахожу расслабление и избавление от накопленного негатива за игрой на саксофоне.

Как вы относитесь к современному жанру исполнительства, когда с помощью саксофона издают различные, не обязательно музыкальные звуки на саксофоне?

- Пытался для себя найти что-то подобное, что действительно понравилось бы, но понял, что это разовое зрелище, если попадается что-то на ютубе, какой-нибудь бит бокс на саксофоне, я, конечно же, посмотрю, но также быстро и забуду, почему-то не цепляет, возможно, я больше по классическому использованию инструмента.

От чего вы больше всего кайфуете при исполнении?

- Наверное, как и все музыканты, когда долго и упорно разучиваешь музыкальную композицию и в очередной бесчисленный по счёту раз, её наконец-то получается сыграть без запинки, а когда ещё и публика танцует и аплодирует – это то, ради чего как минимум стоит жить.

Игра на саксофоне - это бизнес для вас? Если да, то что нужно музыканту для успешного существования с точки зрения предпринимательства?

- Помимо музыки, у меня есть и другая сфера деятельности, но тоже связанная с искусством. К сожалению или к счастью, любая творческая деятельность рано или поздно находит коммерческий подтекст. Все творцы и великие люди в первую очередь всё-таки люди, у нас у всех есть потребности, сколько бы удовольствия мне не приносила игра на саксофоне, но еда в холодильнике сама по себе не появится, поэтому, как я и говорил, еще с универских времён выкручивался как мог, играл и немного зарабатывал, сейчас, конечно, стараюсь и продолжаю двигаться в коммерческом направлении, так как это один из основных способах заработка, но по прежнему, стараюсь вкладывать частичку души в каждое своё выступление. Для успешного существования, как ни странно, не нужно быть супер профессионалом, я не скажу ничего нового, нужно уметь играть, делать это уверенно, ну, и что сейчас не менее важно – это твоя упаковка, как ты себя позиционируешь, что ты транслируешь в своих соц. сетях, как ты выглядишь, из этого в том числе тоже складывается твоя востребованность. Люди сейчас смотрят на тебя не только, как на музыканта. Медийность - штука тоже очень важная.

Подробнее ознакомиться с творчеством Максима Кузнецова можно по ссылке. Приятного прослушивания!