Самарский архитектор Ира Фишман - о ценности элеватора для губернии: "Настоящий шедевр инженерной мысли"

Самарский архитектор Ира Фишман - о ценности элеватора для губернии: "Настоящий шедевр инженерной мысли"

Фото: ВООПИиК // Ира Фишман

Самарский экспериментальный элеватор - первый в России элеватор вертикального типа с двумя башнями и высотой в 65 метров. При его строительстве в Куйбышеве впервые применили метод скользящей опалубки, а весь процесс возведения длился всего 30 дней!

Новаторский проект перед строительством башен согласовывали три года в Москве. Инициаторы идеи доказывали, что существование объекта возможно. Элеватор - это не просто заброшенное здание в Самаре, а настоящий шедевр советской инженерной мысли.

Строительство элеватора, февраль 1980 года / Фотограф: Николай Абросимов

В феврале активисты забили тревогу, когда узнали, что собственник начал снос элеватора. Сообщалось, что на его месте хотят возвести ЖК в форме двух цилиндрических башен. Сейчас идёт публичная дискуссия на тему сноса элеватора. В нашем телеграм-канале мы опубликовали опрос, который показал, что 37% поддержали демонтаж объекта, а 63% уверены, что сооружение должно сохраниться. Я поговорила на эту тему с самарским архитектором, соучредителем бюро "ТМ", членом ВООПИиК Ирой Фишман.

Фото: ВООПИиК Самара

#ЯнаPROСамару - спецпроект, посвященный творческим людям, культуре и интересным событиям в Самарской области. Автор - редактор эксклюзивных материалов PROGORODSAMARA Яна Лаушкина.

Телеграм-канал Яна Лаушкина | Эксклюзив Самара

Собственник сносил аварийную подстанцию?

Когда в соцсетях и в СМИ начала активно распространяться информация о сносе элеватора, к происходящему быстро подключился депутат Госдумы Александр Хинштейн. Народный избранник заявил, что собственник сносил лишь аварийную подстанцию. Однако активисты ВООПИиК доказывают обратное.

- Нам было понятно сразу, что собственник решил поморочить голову публике. Он сообщил в ответ на запрос УГООКН, что снесена была только аварийная трансформаторная подстанция. Но у нас есть генеральный план мукомольного завода №1, куда входил и элеватор. На этом чертеже обозначены все сооружения, и на нем видно, что снесен был вагоноразгрузчик из бетона (зернопогрузочный терминал, куда подъезжали по железной дороге вагоны с зерном). Это неотъемлемая часть элеватора, это видно по фото. Трансформаторная подстанция тоже разрушена, но и она есть на генплане, где отмечена, как отдельное сооружение из кирпича, - сообщает Ира Фишман.


Доказали товарищам из партии, что строительство возможно

Ира Фишман рассказала, что Куйбышевский элеватор называется экспериментальным по той причине, что ранее подобных объектов в СССР не было.

- В 1980 году, когда элеватор был сдан, он стал единственным подобным сооружением в мире. В Советском союзе это был первый элеватор вертикального типа - это означает, что сама схема загрузки зерна была совершенно иная, чем были в элеваторах до этого. Первому мукомольному заводу, который находился на территории, а это еще и Мельница Соколовых - памятник архитектуры регионального значения, был необходим большой элеватор - зернохранилище. Места для стройки почти не было. "Промзернопроект" - эта организация, которая есть и сейчас, создавала проекты для подобных объектов, - отмечает самарский архитектор.

По словам Иры Фишман, архитектор Валентин Смирнов подошёл к проекту творчески. Он предложил возвести два цилиндра, а между ними установить механизм для подъёма зерна. Само зерно загружалось снизу и поднималось наверх.

- Проект был уникальный, не типовой, поэтому понадобилось три года для согласования с Москвой, чтобы доказать товарищам из партии, что такое строительство вообще возможно, потому что это было настоящим изобретением. И они смогли.

Элеватор возводили из керамзитобетона. Такой способ был быстрым и дешевым. Также в Самаре впервые использовали метод скользящей опалубки. Каждую башню построили за месяц.

- Тогда это было знаковое сооружение: у меня есть книги про Куйбышев 1980-х годов , и почти в каждой из них упоминается Экспериментальный элеватор, потому что он считался выдающимся объектом, достижением и гордостью города и всего СССР. Сын Валентина Смирнова, тоже архитектор - Андрей Смирнов - ездил на Кубу, где хотели построить такой же элеватор, только больше Самарского в несколько раз. Потом сменился политический режим, и второго такого элеватора так и не появилось, - рассказывает Ира Фишман.

Ценность элеватора для Самары

В первую очередь, элеватор - это символ хлебной Самары, когда город славился своим зерном не только в нашей стране, но и за ее пределами. Также сооружение является главной доминантой речной панорамы и состоявшимся объектом притяжения. Элеватор - это шедевр архитектуры брутализма. В 1980-х годах проект получил медаль "Золотой колос" на международной выставке в Чехословакии.

- Это вход в город, это маркер места. Мы были в США, там есть у подобных объектов статус landmark. Когда мы приплываем в Самару на круизном корабле, мы видим элеватор, это такие "ворота" в город. Для меня это означает, что я приехала домой. Элеватор также ценен для меня, как уникальный объект архитектурного стиля брутализм. Но его, к сожалению, не ценят. Мы знаем, что было 100 лет назад, но не знаем, что было 40 лет назад. Это сооружение уникальное даже с той точки зрения, что в Самаре вообще такое есть.

Другой момент. Самара - это бывшая хлебная столица, это место связано с историей, хотя элеватор построили на закате эпохи, он был востребован всего 20 лет. Уже в начале 2000-х годов он перестал выполнять свои функции. Элеватор выразителен по своему силуэту и образу, кроме того, он стоит на месте первой крепости. Многие его сравнивают с Донжоном, - подчеркивает архитектор Ира Фишман.

Донжон - главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен и обычно не связан с ними - это как бы крепость внутри крепости.

Арт-кластер на элеваторе

По словам Иры Фишман, одним из удачный проектов, который предлагали для реализации на базе элеватора, стал арт-кластер.

- Проект был сделан еще в 2008 году прекрасными архитекторами и художниками Александром и Ольгой Филимоновыми. Они рассматривали его с Мельницей Соколовых как поэтапное создание арт-кластера. В 2009 году по инициативе Дмитрия Храмова там проводился фестиваль "АртПолис". У подножия элеватора организовывалась выставка. Тогда у объекта был другой собственник, и он рассматривал подобный вариант трансформации территории. Это была прогрессивная идея в общемировом тренде. И уже сейчас мы видим большое количество реализованных проектов приспособления зернохранилищ под творческие резиденции и креативные пространства

Шедевр инженерной мысли или уродливая жилая свечка?

Активисты намерены бороться за сохранение элеватора. Градозащитники категорически против того, чтобы на месте элеватора появился новый жилой комплекс.

На данный момент они активно проводят мероприятия на тему элеватора и его сохранения для всех желающих.

- Недавно у нас завершилась выставка в галерее "Заварка", сейчас она, возможно, переедет в Дом архитектора. На ней, кстати, прекрасные картины наших художников, фотографии, сувениры, которые доказывают, что элеватор давно состоялся как символ города. Мы постараемся продолжать публичную кампанию и дальше, чтобы как можно больше людей прониклись ценностью элеватора и примкнули к движению за его сохранение, - делится Ира Фишман.

Активисты хотят объяснить людям ценность объекта, доказать, что элеватор можно приспособить под иную функцию.

- На своей лекции я приводила примеры, как подобные объекты в разных уголках мира обретают новую жизнь и становятся драйверами городской экономики. Важно, что в Самаре уже есть очень крутой пример - "Фабрика-Кухня". Я до сих пор помню, как раньше ездила мимо в транспорте, и какие-то тётушки говорили между собой: "Ну что это за развалина позорная? Снести её надо". Они ничего не знали об этом здании. Теперь же люди гордятся тем, что в городе появится филиал Третьяковки. Это огромный личный вклад Виталия Стадникова, который начал движение за сохранение объекта, когда он казался совсем безнадежным. Собственник здания Фабрики-кухни хотел возвести на ее месте обычный жилой комплекс. То же самое происходит сегодня с элеватором. Что у нас там появится? ЖК "Элеватор"? Это же просто смешно.

Из презентации Иры Фишман

Читайте также: Самарский писатель - о том, как изменился опасный район города: "Люблю Безымянку такой, какая она есть"