Экскурсия в киноаппаратную: как показывают фильмы в современных кинотеатрах

Но за кадром остается еще одна профессия, без которой мы бы просто не увидели кино — это киноинженеры и киномеханики. Как работают эти люди? Как показывают фильмы в современных кинотеатрах? Корреспонденты портала ProGorodSamara.ru посетили один из популярнейших киноплексов города - «Киномечту» (молл «ПАРК ХАУС», третий этаж, Московское шоссе, 81а) и посмотрели, что же находится за таинственным темным окошком в самом дальнем конце кинозала.

На первом этаже кино нас встречает киноинженер Дмитрий Ивашин, который и проводил нас в киноаппаратную. Дмитрий сразу поясняет, что он киноинженер, и в его обязанности входит следить за оборудованием в аппаратной и контролировать работу киномехаников.

Аппаратная выглядит совсем не так, как ее обычно представляют — в виде тесного душного помещения. Это ряд просторных длинных помещений, напичканных различным дорогостоящим оборудованием, стоимость которого «даже страшно назвать», как выражается Дмитрий. В каждом таком помещении есть комната киномеханика, которая выглядит вполне обычно — диван, телевизор, компьютер.

В каждом помещении стоит в ряд несколько проекторов и сопутствующего оборудования - они показывают фильмы в разных кинозалах.

Вот в таком виде привозят современный цифровой фильм в кинотеатр — это обычный переносной жесткий диск большого объема плюс паспорт цифровой копии, дающий право на ее показ. На фото — фильм «Посвященный», объем — 117 гигабайт. Дмитрий поясняет, что размер фильма может быть абсолютно разным, это зависит от продолжительности фильма и других факторов. Также фильм может прийти по спутниковой доставке.

Жесткий диск с фильмом подключается и копируется на сервер. Теперь его можно показывать в кинозале.

А вот так выглядит консоль управления киноаппаратами — из этого помещения показывают четыре фильма. Сеансы в случае цифровых копий включается автоматически, но выключает и включает свет в кинозале киномеханик вручную.

Большинство современных фильмов приходят в кинотеатр в оцифрованном виде на жестких дисках. Но пленка также жива! В другой киноаппаратной «крутят» два фильма «по-старинке» - «Оз — возвращение в изумрудный город» и «Подарок с характером».

Тут все сложнее — на пленке фильм приходит в нескольких частях, например, если фильм длится полтора часа, то их будет шесть. Прежде чем демонстрировать фильм, киномеханику нужно склеить эти части. Но это еще не все — в начале пленки необходимо вклеить трейлеры, который демонстрируются перед каждым сеансом.

После каждого показа киномеханик вручную заряжает пленку. В случае цифровых копий этого, конечно, делать не надо.

Кинофильм на пленке — штука очень недешевая. Фактическая стоимость одной копии — примерно 200 тысяч рублей, в то время как цифровой фильм поставляется на обычном жестком диске, который можно купить в любом магазине электроники.

Однако, прокатчик оценивает фильм не по стоимости изготовления копии, а по коммерческой стоимости, которая формируется по прогнозам кассовых сборов. Т.е. если реальная стоимость пленки — 200 тысяч, а с одной копии планируется собрать 2 миллиона рублей, то при порче копии киномеханик будет обязан выплатить штраф именно в 2 миллиона рублей! То же самое справедливо и для цифровых копий. Именно поэтому доступ в киноаппаратную очень строго ограничен - киномеханики несут ответственность не только за оборудование, которое стоит целое состояние, но и за копии.

В чем недостатки и преимущества пленки и «цифры»? В случае цифровых копий можно очень легко заменить сеанс, нужно лишь сделать пару кликов. С пленкой такой трюк не пройдет — нужно смотать пленку и зарядить ее в другой киноаппарат, что займет массу времени. Но так как с «цифрой» работать проще, то и гораздо проще совершить ошибку — например, случайно включить не тот фильм.

Распространение цифровых копий очень сильно сократило штат современных кинотеатров. В «Киномечте» работают шесть механиков, но одновременно — лишь два из них. Один следит за сеансами, в которых фильмы демонстрируют с пленки (это два фильма), второй — за фильмами с цифровых носителей (все остальные кинозалы).

Как стать киномехаником? Смотрят ли они фильмы, которые сами показывают? Что видно в то самое таинственное окошко? Чем занимаются самарцы на задних рядах кинозала? Об этом и многом другом читайте на днях в интервью с киноинженером Дмитрием Ивашиным.