«Бедные спасают богатых»: финансист из Самары - о покупке Сбербанка за 2,14 трлн рублей

На прошлой неделе произошла смена собственности у крупнейшего банка России — Сбербанка. Сумма сделки составила 2,14 трлн рублей. Именно столько денег взяли из Фонда национального благосостояния (ФНБ), чтобы купить у Центрального Банка (ЦБ) России 50% акций Сбербанка.

Подобная новость вызвала множество вопросов как у экспертов, так и у населения. В первую очередь, возмущение вызвала сумма. Для сравнения, во время последнего выступления президента России Владимира Путина было объявлено о выделении 33 млрд рублей на развёртывание коек, 13 млрд рублей — на приобретение медицинской техники и 10 млрд — на дополнительные выплаты медикам.

Кроме этого, у многих вызвал недоумение вопрос покупки банка одним государственным органом у другого. Причём Фонд национального благосостояния имеет ярко выраженную социальную направленность, в отличие от Центрального Банка.

Корреспондент progorodsamara.ru поговорил на эту тему с экспертом по личным финансам и автором Телеграм-канала «Вокруг денег» Дмитрием Цибизовым. Аналитик сходу назвал покупку Сбербанка неадекватной сделкой, особенно в такое время.

- Для любого разумного человека происходящее выглядит так — переложили деньги из одного кармана в другой. Причём задействовали фонд, который является своеобразной кубышкой на чёрный день. Приведу пример. Если понадобилось перенести стол из одного кабинета в другой, то зачем отделу маркетинга платить за перенос отделу бухгалтерии? Организация должна принять решение, после этого приходит грузчик и переставляет стол. Если так нужна была передача Сбербанка — зачем это движение денег? - задаётся вопросом Дмитрий Цибизов.

По словам аналитика, в текущих условиях экономика не только России, но и всего мира может впасть в рецессию, то есть начнётся спад производства. В такой ситуации, в первую очередь, падает стоимость банковского сектора.

- Власти буду использовать все рычаги, чтобы спасти ситуацию, но остаётся реальный шанс упадка экономики. Стоимость акций уже упала с 230 рублей за штуку до 185 рублей, а в обозримом будущем она может составить и 50-70 рублей. Финансисты должны понимать, что если надо переложить деньги из одного кармана в другой, то следует подождать до тех пор, пока ситуация не стабилизируется, - отметил аналитик.

Исходя из этого покупка банка в такой момент — это либо непрофессионализм, либо злой умысел, считает эксперт.

- Из-за этого возникают уголовно-правовые вопросы, зачем вредить Фонду национального благосостояния в угоду какого-то центробанка. С моей точки зрения, эти деньги лучше направить на прямую поддержку экономики, например, в виде беспроцентных кредитов. Страдает бизнес, особенно малый, во всём мире формируются масштабные пакеты помощи. А у нас предприниматели помимо остановки производства должны ещё и поддерживать людей. При этом самим предпринимателям неоткуда брать деньги, - отмечает Цибизов.

Может возникнуть вопрос, что центробанку будет удобнее выделять помощь, чем фонду. Однако никаких преимуществ у ЦБ не существует, отмечает эксперт. Деньги можно направлять напрямую из фонда. Плюс к тому вызывает подозрение молчание властей и руководства банков о дальнейшей судьбе потраченных денег. Если бы у власти были социальные помыслы этого поступка, то об этом все первые лица очень громко трубили со всех экранов и газет. Однако этого не произошло. Это говорит о том, что власти не понимают, как общаться с народом.

- Центробанк обычно занимается регулированием уровня инфляции и поддержкой банковского сектора, но это не социальные задачи. То есть спасают богатых за счёт бедных. Хотя и для поддержания банков этой суммы недостаточно. Может звучать странно, но два триллиона рублей — не такая уж и значительная сумма для поддержания рынка. Да, сейчас курс рубля укрепляется, но не из-за действий ЦБ, а из-за стабилизации ситуации на нефтяном рынке, - отметил Цибизов.

Конечно, существуют юридические особенности при проведении такой сделки. Но в нынешнее время это не должно было остановить властей. «У нас Конституцию могут поменять без референдума. Какие в нашей стране могут быть юридические проблемы?» - задаёт риторический вопрос аналитик.