"Там все намного сложнее": краевед раскрыл тайну визита Петра I в Самару в XVIII веке

Самарское Поволжье не может «похвастаться» обилием преданий о Петре Великом, но они все-таки  есть. Согласно одному, наиболее популярному, анекдоту в 1722 году Пётр I, проплывая мимо села Моркваши, увидел парящего в небе орла. Император приказал причалить к берегу, взобрался на гору, которые местные жители называли «Лысой» и вырубил на скале надпись. 

Июня 1722 года к берегу у села Моркваши, что в Жигулёвских горах, причалила галера. На ней размещалась «небольшая Турецкая типография», печатавшая на персидском и татарском языках воззвания и манифесты Петра I к народам Прикаспия. Командовал галерой Светлейший князь Дмитрий Константинович Кантемир — русский и молдавский политический деятель, господарь Молдавский, русский Сенатор. По отцовской линии потомок Чингиз-Хана и Тамерлана. Блестяще образованный человек: он, кроме молдавского, знал девять языков. Активно занимался науками, переписывался с Лейбницем и Ньютоном. Проживая в Стамбуле, Кантемир открыл первую музыкальную школу и ввёл в музыкальную культуру Османской империи нотную грамоту. Несколько восточных мелодий, записанные князем, использовал в своих произведениях Моцарт. На стене библиотеки Сент-Женевьев в Париже выбито имя Светлейшего князя Дмитрия Константиновича Кантемира рядом с именами Ньютона и Лейбница.

Вместе с Дмитрием Константиновичем в поход отправилась его семья: молодая супруга Анастасия Ивановна Кантемир (Трубецкая), дочь Мария, сыновья Константин, Сербан и Антиох. Вероятно, кто-то из местных помещиков рассказал об укреплениях на вершине Лысой горы и Светлейший, как настоящий ученый, после обеда решил их исследовать. И в дальнейшем, во время всего Персидского похода, князь вёл дневниковые записи, изучал археологические памятники, описывал остатки старинных укреплений, собирал исторические материалы о традициях и обрядах местных народов. Спускаясь вниз, экскурсанты высекли на одном из утесов Лысой горы некую обширную надпись, остатки которой в конце 19 века Дмитрий Николаевич Садовников записал как — A.-N.-T.-O.-A.-N.-i.

Неизвестно, насколько были велики пробелы между буквами, так что предположим, «загадочный ряд латинских букв» ранее составлял имя сына Светлейшего князя, Антиоха Кантемира.

A.-N.-T.-O.-A.-N.-i = ANTIOHCANТEMiR

Почему Светлейший князь занимался странным для его статуса занятием: вырубил на камне таинственные письмена? Камень (Пётр по-гречески) — как для Дмитрия Константиновича Кантемира, розенкрейцера высокой степени посвящения, так и для Антиоха, впоследствии дружившего с выдающимися европейскими масонами, был объектом весьма символическим. И именно в символизме нужно искать мотивы поступка Кантемиров.

Со временем, в силу разных причин, народная память связала загадочный текст на утёсе Лысой горы с именем Петра Великого. Надеемся, самарское краеведение не пострадает от того, что автором легендарной надписи оказался не Пётр I, а ближайший соратник императора, учёный и дипломат Дмитрий Константинович Кантемир или его юный сын, будущий русский сатирик Антиох Кантемир.

Автор: Олег РАКШИН