Возрождение «Авиакора»: в Самарской области собираются наладить производство самолетов

Как уже сообщал «Прогород Самара», самарский завод «Авиакор» начинает работу над новым самолетом на 44 пассажирских места ТВРС-44 под названием «Ладога». Об этом на заседании штаба по устойчивости экономики при правительстве Самарской области заявил гендиректор предприятия Алексей Гусев.

«Мы должны сделать четыре фюзеляжа для испытаний и сертификации нового самолета. Мы сохранили все компетенции после того, как заморозили программу по Ан-140, сейчас начнем активно производить новую технику», - отметил Гусев.

Фото: aex.ru

По словам главы предприятия, контракт с Уральским заводом гражданской авиации, который по заказу Минпромторга России разрабатывает новый самолёт, был подписан в середине марта.

Губернатор Дмитрий Азаров подчеркнул, что в нынешней ситуации важны вопросы импортозамещения и дополнительной загрузки самарского легендарного предприятия. «Вместе с вами мы продолжим работу и по другим проектам. Будем работать и с госкорпорацией, и с Минпромторгом России», - добавил Азаров.

Также на заводе приступят к разработке среднемагистрального самолёта на 75 пассажирских мест. Ожидается, что он станет преемником легендарного ТУ-154.

Аббревиатуру ТВРС-44 следует расшифровывать как «турбовинтовой региональный самолёт на 44 пассажирских места. Для судна были специально разработаны новые двигатели в подмосковном «ОДК-Климов». Судно сделают на основе созданного еще в социалистические времена, но не успевшего выйти в серийное производство чехословацкого самолета L-610. В конструкцию внесено множество изменений, а часть узлов и вовсе «перекочевала» на новый самолет с уже освоенных самарским заводом моделей.

Самолет сможет взлетать с грунтовых аэродромов, работать в неблагоприятных погодных условиях, выдерживать перепады температуры.

При этом расход топлива у «Ладоги» будет в два раза меньше, чем у Як-40. Серийный выпуск планируется начать в 2024-2025 годах. Самым крупным подрядчиком в создании «Ладоги» станет именно самарский «Авиакор».

ТВРС-44 получил название «Ладога» при достаточно курьёзных обстоятельствах. В конце января на совещании по авиастроению в Воронеже премьер-министр Михаил Мишустин призвал думать о брендировании новых отечественных самолетов и давать им названия без сложных аббревиатур, которые никто не может запомнить. В качестве примера был упомянут 44-местный турбовинтовой лайнер ТВРС-44. В Минпромторге пообещали оперативно провести конкурс на название самолета.

Согласно данным СПАРК, основные компетенции предприятия «Авиакор - авиационный завод» сегодня: строительство самолетов, капремонт и техническое обслуживание различных типов воздушных судов, компонентное производство. Ранее завод специализировался на выпуске самолетов Ту-154 и долгое время являлся одним из флагманов мирового авиастроения. «Авиакор» через «Русские машины» принадлежит Олегу Дерипаске. Предприниматель получил компанию еще в апреле 1999 года, почти 15 лет он без особого успеха пытался наладить выпуск турбовинтовых Ан-140 в кооперации с харьковским заводом «Антонов».

Однако после госпереворота на Украине в феврале 2014 года, на фоне последовавшего за ним конфликта между Киевом и Москвой самарско-харьковская кооперация была разорвана.

Сейчас «Авиакор» в основном ремонтирует и модернизирует стратегические бомбардировщики Ту-95МС. Рентабельность по военным контрактам, по информации СМИ, довольно низкая - около 3-5%. Еще предприятие ремонтирует пассажирские Ту-154, которых в мире осталось всего около 40 штук. Сегодня компания «еле-еле выживает», жаловались на анонимных условиях рабочие автору статьи, ремонтных денег не хватает даже на зарплаты. Много лет завод приносит сплошные убытки – например, по итогам 2019 года он составили свыше 400 млн рублей. Более свежих данных в открытом доступе нет.

Данные СПАРК.

Дерипаска в апреле 2019-го даже рассматривал возможность отказа от актива, однако это решение так и не было принято. В январе 2021 года сообщалось, что «Авиакор» получит из федерального центра почти 600 млн рублей. Премьер-министр Михаил Мишустин своим распоряжением выделил эти деньги – цитата - на реализацию мер по предупреждению банкротства в рамках программы «Стимулирование ОПК». Предполагалось, что выделенные кабмином средства покроют часть накопившихся убытков.

Ранее сообщалось, что «Авиакор» может перейти под управление госкомпанией. Основная проблема авиазавода - долг в сумме около 2 млрд рублей. В основном это неотработанный аванс Минобороны РФ на поставку пяти самолетов Ан-140-100 в связи с форс-мажорными обстоятельствами, связанными с событиями на Украине.

Фото: ТЕРРА

По оценкам экспертов, при реализации амбициозного проекта властям региона и руководству заводу придется решить множество проблем. Главные из них:

- устаревший станочный парк;

- нехватка квалифицированного персонала;

- неразвитость системы техобслуживания и послепродажной поддержки;

- некоторые цеха «Авиакора» сейчас вообще стоят без станков и стекол, часть помещений сдали в аренду посторонним компаниям-торговцам.

Чтобы завод полноценно запустить нужно сначала «выселить» арендаторов, провести генеральный ремонт, докупить нужное оборудование.

Самарский авиазавод чудом избежал полного уничтожения. Предприятие столкнулось с огромными трудностями после развала СССР, когда на завод зашли так называемые «эффективные менеджеры». В лихие девяностые и нулевые годы с завода массово вывозили на металлолом станки с ЧПУ, многие рабочие-ветераны тогда буквально плакали. К счастью, надеются специалисты, времена «предателей-злоумышленников» прошли. За 3-5 лет, при упорной работе и должном государственном финансировании, все проблемы «Авиакора» можно решить.

Напомним, санкции Запада, введенные из-за спецоперации на Украине, сильно ударили по отечественной гражданской авиации. Перевозчикам запретили использовать зарубежные самолеты Boeing и Airbus.

Самарская «Ладога» станет ответом на западные санкции.