Борьба с браконьерством в Самаре: как охотятся на тех, кто незаконно убивает животных
- В «Красной книге» Самарской области представлено более 200 видов. И речь идет не только о животных, но и о насекомых, но на них ведь никто охотиться не собирается. Нельзя также охотиться на кошек и собак, но по закону, отстреливать их можно, если они находятся далее 300 метров от населённого пункта и без присмотра хозяев. То есть тут нужно смотреть по ситуации с охотой на нашей территории. Часто стреляют лебедей, например. Причем, не только охотничий вид, но и тех, что нельзя. Кто-то просто потому, что не знает, кого отстреливает, ведь бывает, что в угодье разрешённая дичь и та, что запрещена, живут по соседству. Убивают хищных птиц, хотя по закону РФ там тоже есть ограничения. Кого-то ловят, кого-то нет. Тех, кого поймали, наказывают штрафами. Наказания весьма суровые: в зависимости от добычи сумма может достигать 250-300 тысяч рублей. Впрочем, те, кого ловят за это, имеют такие деньги. Например, в этом году у нас в районе Тольятти подстрелили балобана. Нарушителя нашли, оштрафовали — там порядка 100 тысяч рублей вышло. Он заплатил. О животных, на которых нельзя охотиться, известно. Вся документация есть на нашем сайте, в интернете. Зависит больше от людей, - рассказали ProGorodSamara.ru в областном Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования.
Ренат Ахметшин:
- Подобные рейды мы проводим несколько раз в месяц. Руководитель департамента охоты и рыболовства Самарской области Вячеслав Лебедев всегда напоминает о важности данных мероприятий, а также проводит подробный инструктаж на тему того, что с людьми, которых мы останавливаем для проверки, нужно общаться корректно, но в то же время внимательно. Летаем мы над всей Самарской областью смотрим за порядком в лесопосадках, охотничьих угодьях, проверяем подозрительных лиц, которых видим там. Если попадается человек без охотничьего билета, соответствующего разрешения на охоту, запрещенной добычей, прочими нарушениями, то тогда вызываем полицейских, составляем протокол. В определенных случаях можем выписать штраф на месте, размеры разные - от 500 до 3500 рублей. Но это касается легких нарушений. В других ситуациях, например, убийство животного без разрешения на добычу или из "Красной книги", дело доходит до суда, где наказания гораздо более суровые.
Вячеслав Лебедев:
- В охотничьих угодьях за 10 месяцев 2016 года на предмет соблюдения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов проверено 5853 охотника. По состоянию на 1 ноября департаментом выявлено, возбуждено и рассмотрено 605 административных дел. В этот период к административной ответственности привлечено 573 лица, допустивших нарушения требований действующего административного законодательства. С целью пресечения правонарушений и обеспечения производства по делу специалистами департамента изъято и передано на хранение в правоохранительные органы 14 единиц огнестрельного оружия. В суд для рассмотрения по существу направлен 61 протокол о совершении административных правонарушений, по результатам рассмотрения которых судом в отношении 5 лиц, допустивших нарушения правил охоты, принято решение о лишении их права охоты на определенный срок. При рассмотрении 2 дел об административных правонарушениях судом принято решение о конфискации орудий охоты.
- Какие-то районы очень даже хорошо охраняются, и зверя там в достатке. Какие-то — не очень. Там все печально. То есть где-то принимаются меры не только по постоянной охране и контролю, но и ведется прикармливание и создание кормовых площадок. А где-то - не утверждаю, что так есть, но догадываюсь — люди, пользуясь должностными полномочиями, сами истребляют всего зверя. Либо не следят за его истреблением.
- Браконьеры — это те, кто охотится без лицензии на добычу, в неустановленные сроки добычи, а также с применением запрещенных методов и техники. Те, кто отстреливают лицензированные виды копытных без разрешения на добычу и нарушает квоты (количество) на добычу. Например, по одной лицензии на кабана добывают 2-3 вида, в этой лицензии не прописанных, а то и больше. Те, кто ночью охотится с применением фар, используют самоловы.
- Браконьеры есть везде и всегда. От них никак не избавиться. Просто где-то их больше, где-то меньше. Где-то они редко шкодничают, а где-то круглогодично. Всё зависит от охраняющих. По Самарской области в целом всё лучше выглядит, чем в Башкортостане, например. Обычные охотники их деятельность не приветствуют — это точно. Кого-то останавливают зрелый ум и соблюдение правил, это как правила поведения и этикета в общественном месте. А кого-то не останавливают ни штрафы, ни уголовная ответственность.
- Очень часто - это либо высокопоставленные люди, либо простые деревенские ребята. Причем, последние сильно обычно не борзеют. А у кого-то все так, как будто голодные времена настали. Очень много у нас частных хозяйств, где цены несопоставимы с доходами обычных охотников, и они идут на преступление. По ОДОУ лимиты очень маленькие, и не всем достается. Например, в этом году на всю Самарскую область в ОДОУ было выдано всего две лицензии на лося. Тут, наверное, начинается граница человеческой жадности.
- Во многих случаях, наверное, так и бывает. Чтобы избежать таких ситуаций, мы обращаемся в частные хозяйства и покупаем коллективно лицензию. Но не у всех есть средства, а многие просто думают, что никто не заметит, если я, например, добуду одного лося, при этом не думая, что таких, как он, может быть и не один десяток. Хоть какое-то регулирование и охрана должны быть.
Адвокат Вячеслав Яблоков:
- Случаи привлечения к ответственности за браконьерство крайне редки. Наказание предусмотрено статьей 258 УК РФ, согласно которой лишение свободы может быть лишь при отягчающих обстоятельствах, например, осуществление незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору. Даже при отягчающих обстоятельствах такое преступление относится к категории небольшой тяжести и не представляет особого интереса для правоохранительных органов. Высокая латентность этого вида преступлений обусловлена существенной отдаленностью места совершения преступления от дислокации правоохранительных органов, возможностью уничтожить следы преступления до прибытия следователя, а также возможностью договориться на месте с лесником вне свидетелей. Зачастую технические сложности возникают даже с прибытием вызванного следователя на место, куда без снегохода добраться бывает нереально. Всё это в совокупности даёт очень небольшое количество случаев незаконной охоты, оставшихся безнаказанными. Если при этом учесть контингент охотников, которые являются далеко не бедными людьми и часто сами занимают должности госслужбы, то одним звонком решить возникшую в процессе охоты ситуацию им не составляет особого труда. Поэтому на территории области в 2015 году до мировых судей дошло лишь два уголовных дела по ст. 258 УК РФ. А в 2016 году за первое полугодие 2016 года было три дела.