Дела на тольяттинском ООО «Томет» значительно улучшились за последние полгода
Прошло полгода с тех пор, как суд назначил Анатолия Селищева конкурсным управляющим обанкротившегося тольяттинского производителя метанола ООО «Томет». Актив Селищеву достался, мягко говоря, проблемный: техническое перевооружение завода не проводилось, оба агрегата метанола отчаянно нуждались в ремонте (один простаивал уже много месяцев после аварии), из-за поломок простаивало 30% железнодорожного подвижного состава, постоянно снижалась норма прибыли. Если бы так пошло дальше, около 200 сотрудников просто остались бы без работы и средств к существованию. Но профессия конкурсного управляющего и заключается в том, чтобы спасать такие тонущие активы, и в активе у Селищева солидный опыт работы в управлении предприятиями, находящимися в критическом состоянии, и ученая степень по экономике. Можно сказать, несчастному предприятию повезло.
Не готовы с этим согласиться лишь владельцы «Томета» – осужденные за мошенничество и скрывающиеся за рубежом Сергей Махлай и его швейцарский партнер Эндрю Циви, которые и довели предприятие до банкротства. Их замысел заключался в том, чтобы вывести активы «Томета» в офшорные юрисдикции, обанкротить предприятие под своим контролем и финансово обескровить. Но назначение Селищева судом разрушило их планы. С тех пор они оспаривали назначение конкурсного управляющего в суде, но безуспешно.
7 октября 11-й Арбитражный апелляционный суд в Самаре отклонил апелляционную жалобу бывших владельцев на назначение конкурсного управляющего, тем самым подтвердив эффективность работы Селищева. Он смог организовать не только эффективную работу по ведению конкурсного производства – выявлению имущества должника и формированию конкурсной массы, но и обеспечить получение предприятиям многомиллиардной прибыли, которая также является источником погашения требований кредиторов.
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что те, кто не верил, что Селищеву удастся справиться с такими колоссальными проблемами, серьезно недооценили управляющего. Первостепенной задачей Селищева стал ремонт агрегата метанола, простаивавшего более полугода после аварии. Вскоре подошел срок плановых остановочных ремонтов обоих агрегатов метанола. Пришлось быстро искать подрядчиков, закупать комплектующие, заключать контракты, так как прежнее руководство – Владимир Чабров и его заместители ничего не подготовили для ремонтов.
Чабров по решению суда был отстранен от должности, а Селищеву пришлось полностью сменить и всю управленческую команду завода, которая оказалась не способна эффективно руководить промышленным предприятием.
В процессе ремонтов были выявлены повреждения вследствие износа, о которых ранее не было известно, поэтому ремонт оказался более масштабным, чем предполагали. Но все было не зря: предприятие справилось с ремонтной кампанией и теперь оба агрегата работают в штатном режиме. И если в феврале, до введения конкурсного производства, при одном простаивающем агрегате «Томет» выпускал 1200 тонн метанола в сутки, то в начале лета завод вышел на уровень 2250 тонн в сутки, а к октябрю уже стал производить 2600 тонн продукции в сутки.
Чтобы обеспечить бесперебойную отгрузку повышенных объемов продукции, пришлось привести в порядок треть всего парка цистерн, простаивавших из-за поломок. Под руководством Селищева удалось отремонтировать и вернуть в строй 440 железнодорожных цистерн. «Томет» начал достройку автоналивной эстакады, что позволит отгружать метанол не только в ж/д-цистерны, но и в автоцистерны. За счет этого удастся расширить поставки российским потребителям, сделать их более оперативными и ритмичными. Для крупнотоннажного производства это по-настоящему важно, так как ведет к снижению себестоимости продукции и, соответственно, росту нормы прибыли. Завершить строительство планируется к декабрю.
Кроме того, следующая ремонтная кампания уже запланирована на июнь следующего года. Проведены переговоры с японскими фирмами «Мицубиси» и «Кубота» о поставках уникального оборудования для «Томета», который будет произведен на заказ. Запланирована и крупная модернизация обоих агрегатов, что позволит дополнительно увеличить суточную выработку метанола и сэкономить на производственных издержках.
Среднемесячная выручка, увеличилась по сравнению с февралем вдвое, существенно выросли и налоговые отчисления «Томета».
Несмотря на множество проблем в хозяйственной деятельности, которые приходилось решать Селищеву, не забывает он и о действиях, предписываемых российским законодательством о банкротстве. В конце сентября была завершена инвентаризация имущества ООО «Томет». Со времени введения арбитражного управления в конкурсную массу было включено имущество на сумму около 11,5 миллиардов рублей. На счета предприятия поступили штрафы за неисполнение договорных обязательств контрагентами в размере более 2,3 млн рублей. Обеспечена сохранность имущества и антитеррористическая безопасность «Томета», вместо ЧОПа завод теперь охраняет профессиональное подразделение Росгвардии.
Возможно, главным достижением Селищева является то, что ему удалось сохранить трудовой коллектив «Томета», который был совершенно не виноват в бедственном положении, в котором оказался завод, и не допустить бегства квалифицированных кадров. С 1 марта Селищев повысил производственным рабочим зарплату на 10-15%. Это стало возможным в том числе за счет того, что конкурсный управляющий избавился от девяти заместителей Чаброва, зарплата каждого из которых исчислялась миллионами рублей в месяц. В действительности это была ненужная бюрократическая прослойка, главной задачей которой было не обеспечение эффективного производства, а незаконный вывод денег «Томета» в офшоры, принадлежащие Махлаям и их зарубежным соучастникам.
Кроме того, в связи с тем, что на заводе кипит модернизация и другие трудоемкие процессы, «Томет» открыл наем сотрудников. Представить такое в феврале, когда производитель метанола балансировал на гране полнейшего коллапса, было невозможно.
Среди дальнейших планов Селищева – диверсификация продуктовой линейки «Томета», выпуск продукции более высоких переделов на базе метанола. Если по результатам анализа рынков этот проект будет признан экономически целесообразным, на «Томете» в перспективе могут появиться и совершенно новые мощности, построенные с нуля. Ну а на сам «Томет» по окончании процедуры конкурсного управления может прийти новый эффективный инвестор, который будет вкладывать в него деньги и обеспечит стабильное развитие предприятия.