Дмитрий Полулях: "Трамвай останется приоритетным видом транспорта в Самаре"
Корреспондент газеты Про Город побеседовала с руководителем департамента транспорта администрации Самары Дмитрием Полуляхом о ближайших перспективах развития транспорта в городе.
Трамваи и Троллейбусы
- Планируется ли убрать трамвайные рельсы из исторического центра Самары?
- Нет. В любом случае центр города, исторический он или не исторический, - это всегда большое количество людей с утра до вечера. С утра люди едут на работу, кто-то едет на отдых, потом едут с работы. А кто-то вечером едет прогуляться на набережную, Ленинградскую и другие знаковые места. Больше, чем трамвай, может вывезти только метро. Но метро очень дорогостоящий транспортный продукт. А трамвай гораздо дешевле, поэтому он — приоритет в городе. Он был и останется приоритетным.
- Пополнят ли в ближайшее время трамвайно-троллейбусный парк новыми экземплярами?
- Уже два вагона куплено. Сейчас планируется взять на опытную эксплуатацию еще один или два вагона нового образца, чтобы определиться, какой из них нам подойдет. Под Чемпионат мира по футболу-2018 в любом случае необходимо приобретать подвижной состав, который будет соответствовать всем современным требованиям. Новые вагоны будут низкопольными, доступными для маломобильных граждан. Там будет стоять совсем другое оборудование на IGBT-транзисторах. В простонародье - с асинхронным приводом, более экономичным и комфортным.
- Будут ли в городе новые трамвайные и троллейбусные маршруты? Если в них вообще потребность?
- Потребность в них есть. По троллейбусам сказать не могу, по общим оценкам, им даётся еще лет пять-шесть. Поскольку в настоящее время сильно развивается рынок энергонакопителей, для города становятся востребованными электробусы. Это экологический вид транспорта, грубо говоря - автобусы на электротяге
- Есть ли в планах переход на бескондукторную систему, как в Москве?
- Москва ошиблась лет восемь назад, переведя транспорт на бескондукторную систему. Теперь они убирают турникеты со многих маршрутов и возвращают кондукторов. У них сейчас смешанная система. Лучше, чем кондуктор, никто не собирает выручку. Общественный транспорт рассчитан на максимально быструю и комфортную перевозку максимально большего количество людей из пункта А в пункт Б. Соответственно, скорость у общественного транспорта на маршруте должна повышаться. А когда у нас водитель через переднюю дверь запускает пусть не всю вместимость , а хотя бы 30 человек на остановке, это занимает определенное время.
Соответственно, очень сильно падает средняя скорость на маршруте до 7 км/час, а должна быть не менее 12-14. Это ведет к невыполению рейсов плюс пробки, поэтому Москва отказалась от турникетов. На тех маршрутах, где слабый пассажиропоток, там осталась бескондукторная система. А туда, где большой - вернули кондукторов.
Автобусы и «маршрутки»
- Хватает ли в Самаре автобусов на городские и дачные перевозки?
- Подвижного состава, естественно, не хватает. Это одна из проблем, которая стоит перед городом и ее надо решать. На дачный сезон из города большое количество муниципального транспорта просто выходит на обслуживание дачных маршрутов. Это четыре дня - среда, пятница, суббота и воскресенье.
По нормативам на город должно быть 1100 автобусов. а их 340. Средств на покупку пока не хватает.
- А не планируете ли вы увеличить долю «газелей» и иностранных микроавтобусов?
- «Газели» из города вообще уходят. Мы переходим на подвижной состав средней вместимости, более комфортабельные Ford и Peugeot. Есть маршруты, на которых невыгодно задействовать транспорт большой вместимости. Это те, которые обслуживают окраины города, например, маршруты № 68, 230.
- Какие нововведения еще планируются?
- Введем транспортные карты в больших объемах. Коммерсанты в ближайшее время тоже будут оборудовать свой транспорт считывающими терминалами. Единой картой по тем же тарифам можно будет пользоваться у коммерческих перевозчиков.
- Какие сроки?
- Мы поставили задачу ввести эту систему до конца года. Но это зависит не только от нас, но и от производителей специализированного оборудования. Вся страна переходит на универсальные электронные карты, поэтому производители оборудования захлебываются. Мы будем стремиться выполнить задачу, но, может быть, это затянется до марта 2013 года.
Монорельс и скоростной трамвай
- Будет ли в Самаре когда-нибудь монорельс?
- Монорельсовой дороги как таковой в России нет. Только в Москве. Она эксплуатируется крайне не эффективно. В этом году только решение мэра Сергея Собянина остановило ее демонтаж.
Мы оценим опыт эксплуатации в других регионах, после чего будем принимать решение.
- Какие еще виды транспорта появятся в городе?
- В ближайшие несколько лет скоростной трамвай. Но я бы об этом говорил после того, как будет принято решение об участии Самары в ЧМ-2018. Если да, то я уверен, это будет в ближайшей перспективе — четыре, максимум пять лет. Но это все пока только в проектах, которые находятся в работе.
- Как будет выглядеть скоростной трамвай?
- Как раз как те вагоны, которые мы хотим взять для опытной эксплуатации. Он будет низкопольный, скорость передвижения выше. Эти вагоны произведены в Белоруссии и Екатеринбурге.
Беседовала Евгения Азабина