Экс-самарцы на востоке Украины: «Ситуация накалена, люди скупают хлеб»
Сейчас все внимание мира приковано к ситуации в Восточной Украине. Донецк успел объявить себя республикой, волнения с захватами отделений милиции и горисполкомов проходили в Славянске, Луганске, Краматорске. Новая украинская власть перешла к решительным действиям против сторонников федерализации на востоке страны. Вечером во вторник, 15 апреля, украинская армия захватила аэродром, который находится между Краматорском и Славянском. Ранее сообщалось о 4 погибших ополченцах и 2 раненых. А экипажи украинских БТРов в Славянске перешли на сторону пророссийских активистов. Мы публиковали фото и видео танков.
Портал ProGorodSamara.ru связался с бывшим самарцами, которые переехали на восток Украины, чтобы узнать, что на самом деле происходит и как необъявленная война отражается на их жизни.
Наталья Шадрина родилась в Самаре, но еще в советское время переехала в Луганск и живет там вот уже больше 20 лет. «Происходит все то, что рассказывает ваше ТВ. У нас в Луганске люди стоят у здания СБУ. Стоят не за деньги, а по воле души. Ждут со страхом силовую зачистку», - рассказала Наталья.
Бывший самарец Игорь Изевлин сейчас живет в неспокойном Краматорске, туда он переехал в 1996 году. «В Краматорске сейчас обстановка более-менее нормальная по сравнению с соседним Славянском, где захвачены МВД, мэрия, аэродром и возводятся много блокпостов. Митингующих немного. Когда я проходил рядом с площадью пару дней назад, там было примерно 150-200 человек. В основном пенсионеры, пожилые. Сам я не участвую в митингах, потому что с 1997 года совершенствуюсь по школе Фалунь Дафа. Учитель говорит, что нам нельзя вмешиваться в политику. Просто стараюсь людям помочь распознать правду, не поддаваться на провокации как в 1917 году...»
По мнению Изевлина, провокация заключается в следующем: «Эти захваты спланированы, они не исходят от простых людей. Украинцы сами по себе очень мирный народ, насколько я могу судить. Да, люди недовольны правительством — и это недовольство используется по полной...»
По словам Игоря, в городе чувствуется сильное напряжение. «В соседнем Славянске вчера, говорят, хлеба не было. У нас в Краматорске многие его покупают - вчера тоже похоже были с ним перебои. А в остальном все нормально. У большинства людей чувствуется напряжение, небольшая накаленность - никому не хочется быть заложниками захватов... Людям нужны мир над головой, работа и надежда на завтра. Лично я хочу, чтобы Украина и Россия остались друзьями, чтобы было доверие, чтобы не было границ. У меня почти все родственники в России».
Вчера, когда украинская армия отбивала захваченный митингующими аэродром под Краматорском, в городе слышались выстрелы. Игорь Изевлин выслал фото центральной улицы, которая идет в сторону аэродрома, где как раз в то время шли бои.
Экс-самарчанка Екатерина Шамаева - сейчас жительница Донецка. «Я не хожу на баррикады, но в центре иногда бываю. Все волнения происходят локально, в одном месте, около захваченного здания насыпан песок, сложены шины. А рядом, несмотря ни на что, идут плановые работы по озеленению города, рабочие поливают клумбы...»
По словам Екатерины, в центре Донецка стоят люди в масках: «По слухам эта «работа» оплачивается - 300$ постоять, 500$ штурмовать. Кем финансируется, мне неизвестно. В числе протестующих есть люди, отстаивающие свою точку зрения, но это все не без подогрева извне. Но митингующим я не доверяю и не поддерживаю, потому что часть из них стоит за деньги... А все жители Донецка, которых я знаю, хотят мира и стабильности! И уже президента хоть какого-то. Желательно, устраивающего и запад, и восток Украины».
Екатерина - фотограф и волнения очень сильно отражаются на ее работе: «Моя деятельность связана с услугами, не сильно востребованными в повседневной жизни. А сейчас, когда все переживают, им не до красоты. Хотя многие позволяют себе такую роскошь по нынешним временам как фотосъемка. У мужа тоже мало работы. Страдают все без исключения! Мой 10-летний ребенок плакал, потому что по телевизору сказали, что будет война. Никогда не думала, что мы доживем до такого».
На вопрос, действительно ли это война, Шамаева говорит так: «Это не война. Но обстановку нагнетают по полной. Когда в Крыму было столько российских военных, я считала, что это неправильно по отношению к нам. Под «шумок» «подмотали» Крым, вместо того, чтобы объединить народ. Теперь некоторые мои крымские друзья не общаются со мной и считают бендеровкой. Это результат нагнетания обстановки российскими СМИ. Мое мнение такое — мы не хотим присоединения к России, мы хотим быть украинцами, но с уважением из Киева».