"Если не подчиняться - изобьют": как работают лже-центры реабилитации алкоголиков в Самаре
В середине марта мы рассказали о самарце по имени Антон, который с самой школы страдал от алкоголизма и – периодически – наркозависимости. В итоге его это привело на самое дно: он оказался на улице, жил только на милостыню, большую часть которой тратил на выпивку. Всё это он делал, чтобы забыться, чтобы не думать о том, во что он превратил в свою жизнь.
Однако в какой-то момент он смог изменить свою жизнь. Как это произошло, вы узнаете из второй части нашего материала.
«Голову пробили топором»
Мне тогда было лет 26-27. Я год провел на улице и решил вернуться к родителям, хотя до этого не раз воровал у них и потерял их доверие. Они меня приняли, но поселили в деревне в 50 км от Самары. Там практически никто не живет.
Чтобы спастись от скуки, я стал работать по дереву. Со временем стало лучше получаться, некоторые изделия я стал делать на заказ, продавать. Начал получать деньги, но большую часть отдавал родителям – чтобы лишнего не было, чтобы не пил. Хотя иногда получалось что-то оставить, и я выбирался изредка в Самару. Так я прожил почти три года, почти все время один.
И вот в очередной раз я пьяный ехал в деревню на такси и увидел, как нас обгоняет машина отца. Я понял, что если он увидит меня пьяного, то начнет «промывать мозги», читать лекции, нотации.
Я ненавидел вопрос «Почему ты опять напился?» Я не знал, почему, не знал, почему опять выпиваю.
И я зарулил к какому-то пожилому соседу. Мы с ним выпили, у нас завязался конфликт. Я не помню точно, но вроде как я первым его ударил. А он в ответ несколько раз ударил меня топором по голове. Подумал, что он меня убил, приехала скорая, полиция, меня откачали. Тогда родители предложили мне поехать в реабилитационный центр, в котором действительно лечат, а не используют тебя.
«Одних бьют, другим платят»
В реабилитационных центрах я был в Пензе, в Ижевске, Саратове, Волгограде и в Самаре. Но назвать их настоящими «центрами» у меня язык не поворачивается. Видели такие объявления висят: «Помощь алкоголикам и наркозависимым»? Это оттуда. Там с утра просыпаешься, читаешь Библию, потом целый день работаешь грузчиком, потом снова читаешь Библию, тебя кормят и ты идёшь спать. В подобных центрах я всего провел около года. Но и находясь там я тоже пил.
Там всё построено на коммерческой основе. Ты должен приносить деньги, и когда ты это делаешь, тебе разрешают употреблять. Главное, чтобы остальные этого не видели.
Ты зарабатываешь деньги, пока работаешь, но в основном они до тебя не доходят. Основной контингент там бездомные и сидевшие, а руководство само пьет и употребляет. Я и сам один раз в такой центр заезжал, чтобы просто было где жить.
Но мне это казалось какой-никакой свободой. Я хорошо работал там, делал объявления на «Авито» им, помогал находить новых клиентов. Я мог приносить им до 15 тысяч в день, работая грузчиком. Деньги мне отдавали частично, пить не мешали. Но с остальными, кто проявлял неповиновение... их могли избить, выгнать. В таких центрах никто не меняется, не бросает зависимость.
12 шагов
После инцидента с соседом и топором я уехал в нормальный реабцентр. Там в течение 45 дней со мной работали психологи и психиатры, прочие специалисты. Они помогают понять, почему ты пьешь и не можешь остановиться. Мне рассказывали, что делать, чтобы выйти из положения. Я вышел оттуда перед Рождеством. Мне посоветовали сразу пойти к «анонимным алкоголикам», найти наставника и пройти с ним программу 12 шагов, чтобы вылечиться от алкоголизма.
У меня всю жизнь была тяга к алкоголю. Даже когда я кодировался я знал, что однажды выпью, что потеряю контроль. А после 12 шагов желание пить прошло и не возвращается уже несколько лет. После реабилитации я старался каждый день идти к «Анонимным алкоголикам».
Как работает программа
Начинается все со своеобразной исповеди, когда ты со своим наставником ко всему прочему разбираешь самые яркие моменты своей жизни. Дальше нужно постараться исправить все свои ошибки, загладить свою вину у всех, кому мог причинить вред. Я начал с родственников, потом друзья, девушки, коллеги.
«Анонимные алкоголики» не зациклены на религиозности. Хотя при реабилитации полезно принимать то, что есть силы выше и могущественнее, чем ты. Внутри группы у нас проходят служения – но это не про молитвы, а про общественную работу. Например, приготовить чай для всех в группе, вымыть полы после собрания.
Концепцию бога мы принимаем, но не навязываем.
Молодёжь стала пить больше
В среднем в группе обычно от двадцати до пятидесяти человек. Наша – самая многочисленная в Самаре. Еще три с половиной года назад основным контингентом были люди в возрасте 40-60 лет, а теперь стало больше молодежи 20-30 лет. Ходят девушки молодые, которые пьют только по выходным вроде, но много, до беспамятства. Настолько, что в понедельник они не могут адекватно работать, что совершают неадекватные поступки. А потом становишься раздражительным, если не пьёшь каждый день. И вот это звоночек, когда постоянно пьёшь, чтобы не было скучно и плохо.
Люди делятся рассказами о своей жизни, читают полезную литературу, обсуждают то, как им удается избавиться от зависимости.
Сейчас Антон сам стал наставником в группе и помогает другим людям бороться с тягой к алкоголю.
У нас нет как таковой терапии. Мы просто рассказываем о себе. Сложно понять, что у тебя проблемы с алкоголем, если у тебя сейчас нет проблем, возникающих из-за чрезмерного употребления.
Раньше я чего-то хотел, добиться каких-то высот. А сейчас стал жить сегодняшним днем. Сейчас я продолжаю заниматься по дереву, снял помещение в городе и нанял сотрудников, постепенно расширяюсь. Среди клиентов себя зарекомендовал, машину купил. Года два назад женился, дочь родилась в прошлом году.
Жить стало гораздо проще, злиться стал на людей меньше. Раньше было хорошо только под алкоголем, а теперь я решаю свои проблемы, а не пропадаю.
Мнение со стороны
Отметим, есть и более мрачный взгляд на проблему лечения от алкоголизма. Некоторые люди, которые раньше испытывали проблемы со спиртным, утверждают, что от этой зависимости не удается спастись окончательно. Во всяком случае для большинства.
– Это как у наркоманов. Есть только употребляющие или в стадии ремиссии. Но и те, и другие не сегодня, так завтра напьются. К сожалению, это так. Большинство начинают пить из-за дурного окружения, из-за сложной жизни в плохих условиях. И можно самому вылечиться, но мир-то вокруг не меняется, – говорит пожелавшая остаться анонимной женщина, которая несколько месяцев назад бросила пить, но сорвалась.