История Самары в зданиях: Почему дом на Осипенко называют "кукурузой" и считают страшным?
В Самаре на пересечении улиц Осипенко и проспекта Ленина находится настоящий образец позднесоветской архитектуры. Его называют дом "терка", "рашпиль", "напильник" и "кукуруза". Многих он пугает своим внешним видом, а другие с удовольствием живут внутри бетонной "кукурузы".
Progorodsamara решил подробнее узнать о здании, которое совсем не свойственно для города. Монолит был построен в 1988 году.
Кстати, название высотки появилось из-за вида фасада, который полностью состоит из мелких балконов в шахматном порядке. Визуально это напоминает терку или ядра кукурузы.
В 2013 году этот монолитный дом был назван самым "страшным" среди городских многоэтажек. Опрос проводился Progorodsamara.ru.
Как принято считать, по проекту весь дом был отделан керамической плиткой, но эта часть не была реализована. Зато внутри квартир керамическая плитка для ванной комнаты встречается самого разнообразного дизайна: отличается расцветка и фактура.
"Терка" один из самых первых высотных домов в Самаре, который состоит из 20 этажей. Конструкция у него монолитная и сделана из сплошного бетона. Согласно информации из "Википедии", улица Осипенко приобрела современный вид в 1970—1980 годах. Тогда были построены многоэтажные здания, в том числе 20-этажный монолитный дом на пересечении проспекта Ленина. Этот дом построен по типовому проекту архитекторов А. Белоконя, О. Третьякова, В. Бранденбурга и инженеров А. Лурье и Е. Зафериди.
Большая роль в создании дома принадлежит архитектору Александру Белоконю, который реализовал свои проекты в 4 городах: Алма-Ате, Куйбышеве, Минске и Уфе. Между строениями просматривается внешнее сходство. Любопытно, что в самарской "кукурузе" углядели даже сходство с жилыми башнями во Франции. Например, в журнале "Архитектура СССР" были найдены возможные прототипы орнаментального решения фасадов как в Самаре: 29-этажный дом в Гренобле (Франция) и 12-этажный дом в Париже.
Александр Белоконь (1928 - 2006) — российский и советский архитектор из Москвы, народный архитектор Российской Федерации,пионер монолитного домостроения в СССР.
Об архитектуре монолитной высотки рассказал историк и экскурсовод Андрей Артемов.
"Вот, как описывается архитектура этого дома в книге "81 Архитектурный шедевр" Стадникова В.Э., Федоровова О.А: Замечательный пример позднего брутализма, достойный быть в одном ряду с домом на Беговой архитектора А. Меерсона и зданием аэропорта Ш.ДеГоль-1. Двадцатиэтажный монолит играет ключевую роль в монументальной композиции проспекта Ленина. Высотка имеет коридорную планировку, свойственную большинству жилых проектов Александра Белоконя, пошедших в серию (в том числе и «тольяттинской серии», 2 экземпляра которой находятся в конце проспекта).
Это наиболее экономически выгодная планировка для точечного здания, которая, однако, не позволяет проектировать многосторонних квартир. Торцы заняты эвакуационными лестницами. По инсоляционным соображениям (а может и по художественным тоже), находясь на верхней кромке надпойменной террасы, здание обращено торцом к волжской панораме и не имеет обращенных туда жилых окон. Это обстоятельство выдает факт, что проект разработан для многократного применения и не привязан к определенному контексту.
Вопреки довольно статичному силуэту, фасад имеет чрезвычайно живой облик. Ромбовидный в плане, он состоит из чередующихся балконов с асимметричными консолями. Брутальный образ подчеркнут обнаженным бетоном. Серая громада с характерными бетонными разводами стала особенно очаровательной, когда появилось беспорядочное остекление балконов. Люди хозяйственно включили их в теплый контур".
По словам дизайнера Владислава Зайкина, планировка в таком здании крайне неудобная. Если сравнивать его с современными высотками, то поменять планировку в монолитном доме практически невозможно. Кроме ограниченных условий ремонта, здание имеет неприглядный вид из-за тусклого цвета и грубых форм.
.