«Мы просто уйдём»: самарское УФАС во второй раз за месяц обвинило Кошелева в картельном сговоре
В отношении компаний «Авиакор» и «СЗ Кошелев-Проект Самара» снова возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства. На этот раз ФАС заподозрил обе компании, принадлежащие Владимиру Кошелеву, в сговоре при выполнении дорожно-строительных работ.
В пресс-релизе УФАС ведётся речь о неких торгах на общую сумму в 1,2 млрд рублей. Как мы выяснили, речь шла о строительстве дороги в микрорайоне «Кошелев-проект».
– На данный момент при Самарском УФАС была создана комиссия по рассмотрению дела актиконкурентного поведения компаний на торгах по выполнению дорожно-строительных работ. Продолжается сбор доказательств антиконкурентного соглашения, - рассказал подробности глава ведомства Леонид Пак.
Напомним, обе компании привлекаются к ответственности не в первый раз. Как уточнили представители УФАС, если картель на торгах будет доказан, то каждую организацию, участвовавшую в антиконкурентном соглашении, ждет административный штраф в размере до 50% от начальной цены контракта.
Как мы писали ранее, ФАС принял решение о наличии картельного сговора «Авиакора» и «Кошелев Проекта» во время участия в аукционе на строительство школ и детских садов на общую сумму 1,3 млрд рублей. Таким образом, с учётом нынешнего дела компаниям, принадлежащим идейному вдохновителю микрорайона своего имени, грозит совокупный штраф в размере 2,5 млрд рублей.
На данный момент все материалы были направлены в правоохранительные органы для того, чтобы привлечь виновных к уголовной ответственности.
Почему всё же компании принимают участие в картельном сговоре — ответил замдиректор Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин.
– Вопрос соотношения возможных рисков и потенциальных выгод от картеля – далеко не риторический. Прибыль от этих нарушений, к сожалению, зачастую перекрывает административные штрафы, поэтому даже высокая вероятность обнаружения, а различные отделы УФАС очень часто выявляются подобные картели, не останавливает «заговорщиков», - рассказал Олег Москвитин.
Владимир Кошелев занимает несколько различных должностей. В Самарской губернской думе он возглавляет комитет по строительству, в «Авиакоре» – совет директоров, в «Кошелев-проекте» занимает пост генерального директора.
В беседе с корреспондентом ProgorodSamara.ru Владимир Кошелев продолжает отстаивать свою точку зрения, согласно которой он по закону может принимать участие в торгах двумя собственными компаниями.
– Я сам с собой не могу организовать картель. Как УФАС в суде будут это объяснять — мне непонятно. Это техническая подстраховка. Иногда к нам справка с ошибками из налоговой приходит, иногда компьютер зависнет. Мы идём как группа аффилированных лиц. Одна компания поручается за другую компанию, то есть выдаются перекрестные обязательства, - объяснил Кошелев.
По словам депутата, по закону картельный сговор может быть только между двумя неаффилированными компаниями. Причём подобная тенденция якобы наблюдается только в Самарской области.
– Это точно не федеральный тренд. Подобное движение способно убить какую-либо инвестиционную привлекательность региона. Если давление продолжится, то мы попросту не будем работать в Самарской области, вот и всё. На мой взгляд это антигосударственный тренд, и застройщики в таких условиях работать не будут, - уверено заявил Владимир Кошелев.
Однако юристы, напротив, считают, что участие двух аффилированных компаний уже противоречит законодательству. К примеру, об этом говорит и адвокат АБ «Ковалюнас и партнёры» Денис Ковалюнас.
– Если установлен признак аффилированности, то закон о равноправном формировании цены на торгах не будет соблюдён. Это подразумевается законодательством. На практике это приводит, например, к тому, что одна из компаний может демпинговать, а потом отказаться от заключения контракта. Как мы можем говорить, что результаты торгов бы не изменились, если бы не было согласованных действий двух компаний? - задаёт риторический вопрос Ковалюнас.
В свою очередь председатель комиссии по строительству и ЖКХ Общественной палаты Самары Алексей Чигенев также говорит о том, что участие в торгах с одного компьютера свидетельствует о картельном сговоре. Однако по его словам, закон позволяет участвовать аффилированным друг другу компаниям в том случае, если они зарегистрированы по разным адресам.
Отвечая на вопрос, почему ФАС начал выявлять случаи картельного сговора только сейчас, Алексей Чигенев объяснил это отсутствием правоохранительной практики подобных дел до последнего времени.
– Относительно недавно ввелось понятие «картельный сговор». Точнее, уголовная практика по ним начала формироваться только в последние 2-3 года. И как раз сейчас вскрываются случаи 2014-2015 годов, которые и являются предметом разбирательств, – предположил Алексей Чигенев.