Не дать упасть: самарский офтальмолог рассказала о том, как подготовить ребенка к школе

Половина всех школьников по статистике к третье...

pixabay.com


Половина всех школьников по статистике к третьему классу надевают очки. В основном из-за близорукости, однако в последнее время врачи всё чаще диагностируют синдром ленивого глаза. Корреспондент портала PROGORODSAMARA встретилась с Денкевиц Мариной Николаевной, врачом-офтальмологом клиники "Смотри", и узнала, что это такое, возможно ли проучиться без очков и почему поход к офтальмологу перед школой так необходим.

Денкевиц Марина Николаевна,

врач-офтальмолог клиники "Смотри",

кандидат медицинских наук, стаж более 16 лет

Все чаще мы сталкиваемся с ситуацией: шестилетний ребенок видит всего 2-3 строчки, и очки не помогают. Это говорит о том, что на сетчатке нет определенного изображения и в мозг не идет нужный сигнал. Это и есть синдром ленивого глаза. И лучше начать его лечить до школы. Нам нужен хотя бы год, чтобы заставить мозг правильно работать, подавать сигналы и отправлять изображение туда, куда нужно, - рассказывает врач-офтальмолог клиники «Смотри» Денкевиц Марина.

Из-за частых проблем со зрением у детей офтальмологи сами разработали специальные курсы по подготовке к школе. Потому что ситуация серьезная: даже у детей дошкольного возраста всё чаще обнаруживают близорукость, дальнозоркость и синдром ленивого глаза. Как справиться с ситуацией. Офтальмологи уверены - необходимо приходить как можно раньше. Чем раньше начать лечение - тем быстрее малыш начнет видеть лучше. Тем проще ему будет адаптироваться к школе, легче пойдет учебный процесс.

Когда ребенок приходит со зрением 20%, он даже в школе не будет видеть даже с первой парты, - продолжает Марина Николаевна. – Во время учебы ему некогда ходить на процедуры. А заниматься нервной системой и глазами в 7 лет гораздо сложнее, чем в 5. Чем взрослее человек - тем тяжелее он поддается отдельным видам лечения. Даже лазерная коррекция может не помочь - ведь весь организм, нервная система человека уже полностью перестроилась под определенный способ взаимодействия с окружающим миром. А почему? Потому что родители вовремя не привели к врачу, а вовсе не из-за того, что мы не смогли уже ничего сделать. Есть заболевания, когда, действительно, невозможно помочь. Но чаще всего плохое зрение у детей развивается просто по недосмотру родителей. Да, с маленькими детьми сложно на приёме, но есть механизмы, которые могут позволить заподозрить проблему. У родителей должна быть определенная настойчивость, чтобы не упустить возможность вовремя заняться зрением ребенка.

Подготовка к школе, которую проводят в клинике «Смотри» направлена на то, чтобы как можно раньше обнаружить возможные проблемы. Учитываются все факторы, особенно невротические заболевания – именно они могут служить фоном или предвестником проблем со зрением.

Перенапряжение организма может привести к развитию близорукости, - поясняет Марина Денкевиц. - Поэтому мы назначаем комплексное обследование. Оно включает в себя и работу с психологом, который настраивает ребенка на дальнейшее обучение, снимает страхи, внутреннее перенапряжение. Все взаимосвязано. Есть физиопроцедуры, микротоки, которые тоже влияют на нормализацию тонуса, массажи. Проблему, к примеру, близорукости нужно решать в комплексе, если у ребенка есть фоновая возбудимость и какая-то неврологическая проблема.

Также офтальмологи разработали рекомендации, как защитить глаза ребенка в течение учебного года. Нужно обязательно соблюдать простые правила для охраны или гигиены зрения детей. Вот какие советы дала Марина Николаевна родителям школьников:

  • Следить за фокусным расстоянием. Между глазом и книгой (планшетом, телефоном) не должно быть менее 40 см – длины согнутой в локте руки.
  • Учиться нужно в хорошо освященном помещении. В комнате должна быть неяркая настольная лампа, чтобы не возникало перенапряжения и глаз не попадал в состояние спазма.
  • Нельзя читать, смотреть в телефоны и планшеты в трясущемся транспорте, когда фокусное расстояние меняется.
  • Делать перерывы: допускается максимум 40 минут чтения вблизи, затем нужно сменить фокусное расстояние, уже после - отвлечься на другое расстояние. В перерыве можно делать простое упражнение, которое называется «метка на стекле». Необходимо смотреть на точку близко-близко, потом вдаль через стекло в бесконечность – разгрузка на 20-30 секунд.
  • Менять обстановку: выйти на улицу покататься на самокате, поиграть с друзьями. Обязательно нужно загружать детей какими-то спортивными секциями. Хорошее занятие для близоруких – настольный теннис, где необходимо следить за маленьким шариком вдаль-вблизь, бассейн для разгрузки позвоночника, шейного отдела, улучшения кровообращения, подойдут и командные игры. То есть всё, что ребенка отвлекает от близкого расстояния – это хорошо.
  • Ориентировать ребенка чаще смотреть вдаль. Сначала школьник сидит в телефоне, потом пошел в художественную школу, затем сел за уроки, таким образом он постоянно смотрит в близь, а это влечет за собой перенапряжение и соответственно может стать стимулом для развития близорукости.

Также, чтобы не упустить вероятную проблему со зрением, врач советует приводить детей на плановые осмотры. Сначала показывать ребенка в месячном возрасте, затем в полгода, в год. А дальше перед детским садом в 3 года и в 6 лет перед школой. Именно год перед учёбой играет важную роль – врачи успевают назначить лечение. Если уже есть близорукость или «ленивый глаз», показываться окулисту нужно чаще, чем раз в полгода.

Если мы говорим о коррекции дальнозоркости, ленивого глаза или косоглазия, всё это надо решать до школы и чем раньше, тем лучше, - объясняет Марина Денкевиц. - Как только это выявлено, надо сразу решать. Чем более ранний возраст, лабильная, пластичная нервная система, тем легче ребенку привить правильное восприятие мира. Когда появляются уже устойчивые связи, всё становится гораздо сложнее. Вот, например, косоглазие – это ведь не только проблема непосредственно с глазами, но и нарушенная нервная система. В практике случались такие случаи, когда косогласие не удавалось вылечить даже путем оперативного вмешательства - потому что нужно работать с неврологической проблемой, а не просто с положением зрачков. Так же с «ленивым глазом». Нужно не просто назначить очки, но и "заставить" мозг ребенка смотреть не здоровым, а плохо видящим глазом. Для этого мы применяем заклейки, аппаратное лечение и многое другое. И чем позже ребенок пришел к нам, тем сложнее и дольше восстановительный процесс.

Помимо того, что нужно вовремя приходить на прием к врачу и соблюдать правила охраны зрения, ребенок, конечно же, должен получать полноценное питание. Эффективность витаминов для зрения, по словам офтальмолога, не доказана, а вот в пользе белкового питания сомнений нет. Оно необходимо для того, чтобы нормально развивалась соединительная ткань. Поэтому родителям следует хорошо кормить школьников, следить за их активностью и планово показывать врачу. Сейчас офтальмологам доступны много способов вернуть детям испорченное зрение. Главное, вовремя заметить проблему и принять меры.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ,
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Kra23YzXf